Иммануил Кант



Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * *
20 лет мы очно и заочно обучаем астрологии, проводим консультации профессиональных астрологов, издаем газету, журнал и книги по астрологии, разрабатываем и распространяем компьютерные астрологические программы!

 

Наталья Косарева

 

Продолжаем рубрику «Жизнь замечательных людей в гороскопах». Рубрику ведут выпускники и слушатели нашей астрологической школы (руководитель В.Г. Колесников)

 

«Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Это высказывание было отправным моментом в мировоззрении Канта, которое освещало всю его жизнь.

Канта принято называть «основоположником немецкой классической философии». Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые в истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная для него тема — человек. Он размышляет о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. У Канта нет иной биографии, кроме истории его духа. Все свои сознательные годы он искал истину. Но истина — процесс. Кант улучшал, шлифовал свое учение. Его жизнь — непрерывное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет, когда мысль вышла из-под его контроля.

 

 

Портрет Иммануила Канта

 

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье шорника Иоганна Георга Канта. Исследователи установили, что его прадед по отцу был выходцем из Латвии, а по матери — уроженец Пруссии. В семье было пятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду, честности и пуританской строгости. Кант всегда с уважением относился к своему милому, но небогатому отцу. Однако, по наблюдению психолога Шарфштайна, основное влияние на Иммануила в ранние годы, без всякого сомнения, оказала мать. Госпожа Кант была совершенно необразованной немецкой женщиной, обладавшей «врожденной мудростью». Именно эта ее черта сильнее всего повлияла на сына. Мать брала его с собой на прогулки за город, рассказывала о том, какие бывают цветы и травы. Ночью она показывала ему звезды и созвездия. Она была набожной женщиной, и ее строгая любовь также помогала сформировать характер сына. С детства мальчик обладал хилым здоровьем, и мать — Анна Регина — старалась привить сыну физическое и нравственное здоровье.

Посмотрим на гороскоп Иммануила Канта (рис. 1). Горизонтальная ось находится в фиксированных знаках (Телец — Скорпион), вертикальная — в кардинальных (Козерог — Рак). Асцендент, попадающий в упорный и трудолюбивый знак земной стихии Тельца, показывает способ проявления во внешнем мире. Следует ожидать, что действия человека будут настойчивыми, последовательными, направленными на осязаемый результат, личность уже нацелена на достижение устойчивости и результата. МС находится в Козероге (также знаке земной стихии) — верхней точке естественного Зодиака — что предполагает стремление человека достичь профессиональных вершин, и это является одним из самых сильных стимулов в жизни. Доминирование стихии Земли в гороскопе (при равномерном распределении планет в других стихиях) свидетельствует о здравомыслии, целеустремлённости и твердости намерений в достижении своих целей. Это заключение подтверждается еще и тем фактом, что в знаках земной стихии оказываются два угловых, а значит очень сильных Дома (Асцендент и МС — I и X Дома), и VI Дом работы и повседневных обязанностей. Каждый Дом, как и знак, имеет несколько слоев, уровней. Безусловна и очевидна связь Домов одной стихии. Это Дома-родственники. Они на разных уровнях решают сходные задачи. Их выделенность — это сильная заявка на достижение успеха в профессиональной деятельности и в жизни вообще. В знаке Дева, принадлежащем мутабельному кресту, начинается куспид VI Дома работы и повседневных обязанностей — это необычайная работоспособность, умение посмотреть на задачу под различным углом зрения (мутабельность), способность применять новые методики и подвергать тщательному анализу и детализации изучаемые вопросы. Совокупность этих показателей предполагает успех и достижения в жизни.

 

 

Рис. 1. Гороскоп Иммануила Канта, род. 22.04.1724 г., 03:38 GMT, г. Кенигсберг, Дома Плацидуса.

 

XII Дом в гороскопе Канта отмечен особо: протяженный по дуге, вбирающий в себя три знака. Здесь расположены оба светила, Меркурий и Хирон. Солнце — символ творчества, Луна — символ эмоциональности и интуитивности (наличие точного аспекта квадратуры между Луной и куспидом IV Дома в Раке акцентирует эти значения). Меркурий — символ мышления, и Хирон — символ познания, располагаясь в XII Доме, подчеркивают погруженность в мир размышлений, сосредоточенность, некую отрешенность от внешнего мира.

В гороскопе видно, сколь огромно влияние матери в формировании личности Канта. IV Дом начинается в Раке, захватывает часть знака Льва. Соединение водной и огненной стихий в одном знаке — знаке домашнего очага, дающего базу, основу жизни — способствует пробуждению пытливости ума, воображению (Рак — поиск истоков бытия), заряжает энергией и упорством (Лев — огненный и фиксированный знак). Именно здесь, из глубинных мотиваций удовлетворения эмоциональных потребностей в безопасности начинается поиск философских обоснований жизни. Управителем IV Дома является Луна, находящаяся в XII Доме гороскопа в знаке Овна. Это астрологический символ матери. Луна в соединении с Меркурием в Овне показывает воспитание пытливости ума и упорства в домашних условиях. К тому же Меркурий является управителем III Дома ментальности и, находясь в соединении с Луной, возносит значение матери на пьедестал, показывая ее влияние на формирование интеллекта ребенка. И мы видим, что Луна образует точную квадратуру к куспиду IV Дома и квадратуру к Марсу в IV Доме. Другая точная квадратура связывает Луну и МС — так символически показана роль матери, строгой наставницы и воспитательницы. Будучи уже зрелым человеком и философом, Кант заявляет: «Тот, кто первым назвал женщин прекрасным полом, хотел, быть может, сказать этим нечто лестное для них, но на самом деле выразил нечто большее».

В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а чуть позднее его отдали в государственную церковную гимназию. Основными предметами в гимназии были латынь, богословие, греческий и древнееврейский языки, проводились занятия по математике, музыке, французскому и польскому языкам. Благодаря природным способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из лучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик стал священником, но он неприязненно относился к внешним проявлениям религиозного культа. Возможно, такая способность критически оценивать явления в раннем возрасте показана положением Меркурия в огненном и «прямолинейном» знаке Овна, который делает аспект квадратуры к Марсу (сигнификатору Овна), подчеркивая пытливость ума. К тому же, Меркурий является управителем трех Домов в карте: II, III и VI-го — накопления ресурсов, мышления и трудолюбия, что увеличивает его значение. Плутон из VI Дома земного знака Девы «замечает» мельчайшие подробности, детали, противоречия. Но Плутон в трине к Нептуну в первом Доме, управителю XII Дома и Кант трепетно относится к вопросам веры. Если в ранние годы Кант преувеличивал значение мыслительной деятельности человека для познания и был убеждён, что возможности выведения одних понятий из других путём построения умозаключений бесконечны, позже пришел к выводу, что надлежит опираться на «внутренний опыт», непосредственно очевидное сознание, благодаря которому становится достоверным познание Бога.

Осенью 1740 года в возрасте 16 лет Кант поступил в Кенигсбергский университет. Появляется интерес к физике и философии. В эти годы выходит его первая самостоятельная работа по физике «Мысли об истинной оценке живых сил». Уже в этой работе проявилась характерная черта всей его философии — соединение бескомпромиссного стремления к истине со склонностью к разумным компромиссам, когда налицо две крайние точки зрения.

В 1747 году, не защитив магистерской диссертации, Кант впервые покидает Кенигсберг. Однако его странствия ограничиваются пределами Восточной Пруссии. В глухой провинции философ пробует себя в роли домашнего учителя (расположение Хирона в XII Доме). В Прусском захолустье Кант приобрел педагогические навыки, прошёл школу житейского опыта. Свободный доступ к книгам и обилие свободного времени заложили фундамент будущей научной деятельности. В этот период Кант написал рукопись по астрономии, создав теорию космогонии и сделав попытку объяснить происхождение мироздания. Это была прелюдия, и вскоре был написан космогонический трактат, который вышел анонимно в 1755 году, и на который появилась одобрительная рецензия. Приступая к изложению космогонической системы, Кант был озабочен одним: как согласовать ее с верой в Бога. Философ убежден, что противоречия между его гипотезой и традиционным религиозным (христианским) верованием нет. Кант полагал, что первоначальным состоянием природы было всеобщее рассеяние первичного вещества, атомов. Он показал, как под воздействием чисто механистических причин из первоначального хаоса материальных частиц могла образоваться наша солнечная система. Таким образом, философ отрицал за Богом роль «зодчего вселенной». Однако, он видел в нем все же творца того первоначального рассеянного вещества, из которого по законам механики возникло нынешнее мироздание. Проблемой, которую Кант не смог решить естесвенно-научным путем, была проблема возникновения органической природы. Философ признавал, что законов механики недостаточно для понимания сущности жизни. Естественно, что возникновение живой природы он объяснял также существованием и деятельностью Бога.

Задумываясь о будущем, Кант видел себя университетским преподавателем. За годы работы домашним учителем он скопил небольшую сумму, необходимую для начала академической карьеры. Для осуществления мечты ему оставалось получить лишь ученую степень. В апреле 1755 года он подает на философский факультет магистерскую диссертацию «Об огне» и сдаёт устный магистерский экзамен. Вскоре в Кенигсберском университете состоялся торжественный акт возведения молодого философа в ученую степень. Однако, получение степени магистра не означало автоматического принятия в состав преподавателей университета. Для того чтобы читать лекции, Канту предстояло пройти габилитацию (защиту специальной диссертации в публичном диспуте). Защитив ее, ученый получил звание приват-доцента, то есть внештатного преподавателя, труд которого оплачивался самими студентами. В то время не создавалось культа из узкой специализации, и будущий философ смог полностью проявить свои разносторонние знания. Кант читал студентам логику, математику, метафизику, естествознание, физическую географию, этику и механику. Хотя стиль произведений Канта известен своей скучностью и сложностью, его лекции пользовались неизменным успехом среди студентов и представляли собой нечто совершенно противоположное. Они были своего рода «хитами», и слава о нем вскоре распространилась далеко. В этот период естественнонаучные материи по-прежнему занимают доминирующее положение в духовных исканиях Канта, но наряду с этим усиливается и интерес к философии.

Какие астрологические факторы могут указывать на научную и преподавательскую деятельность человека? Это есть один из видов работы с информацией. С астрологической точки зрения, отвечают за интеллектуальную деятельность, за работу с информацией знаки Близнецов, Девы, Стрельца, Рыб (знаки мутабельного креста), их управители: Меркурий, Юпитер, Нептун и соответствующие падающие Дома — III, VI, IX, XII. В гороскопе Канта мы видим выделенность этих знаков и Домов. На куспиде III Дома находится знак Близнецов, а на куспиде VI Дома — знак Девы, управляет которыми Меркурий из XII Дома. Куспид IX Дома обозначен Стрельцом и куспид XII Дома начинается в Рыбах, управитель которого Нептун располагается в I Доме. Он символизирует воплощение всех качеств XII Дома, вобравшего в себя архетипические пласты всего естественного Зодиака, и его положение в I Доме может говорить о возможности и необходимости духовного самовыражения. Близнецы акцентируют внимание на разносторонности интересов Канта. Неутомимость и готовность исследовать, ставить вопросы и разрешать их, экспериментировать, доказывать, дают способность к устойчивому вниманию и умственной концентрации, пунктуальности в мелочах и дару классификации данных — область владения знака Девы и VI Дома. Шестой Дом гороскопа Канта включает 3 знака и интенсифицирован ретроградным Плутоном в Деве. Это дополнительная возможность держать весь процесс умственной и научной деятельности под контролем. И результаты этих усилий показаны через трин от Плутона к Нептуну, связывая VI Дом с I Домом. Управитель IX Дома Юпитер находится в XI Доме в Водолее на острие плагальной тау-квадратуры, соединяя Солнце и Уран. Оппозиция Солнце — Уран символизирует напряженность ежедневного труда с его «вспышками» и озарениями. Нептун в I Доме, управляющий XII Домом, большое пространство XII Дома символизируют личность с огромным духовным «багажом».

Преподавание в университете поглощает все время и все силы ученого, но безбедное существование обеспечено. Тем не менее, Кант находит время для философских исследований. В своей первой собственно философской работе «Новое освещение первых принципов метафизического познания» Кант проводит различие между основанием бытия предмета и основанием его познания. В этих рассуждениях Канта содержится зародыш будущего дуализма: мир реальных вещей и мир наших знаний не тождественны. Принцип достаточного основания философ соотносит с поведением человека. В этой работе впервые возникает проблема свободы, которая в будущем превратится в лейтмотив всего творчества Канта. Он понимает свободу как сознательную детерминацию поступка, как приобщение к воле мотивов разума. В дальнейшем, развивая эту идею, философ придёт к выводу, что человек не может полагаться только на свои влечения, так как все они жестко детерминированы природой, и поступать в соответствии с этим — значит оставаться животным.

Кант вел холостяцкую жизнь и ее размеренность начала приобретать облик легенды. Только однажды Кант нарушил свое железное расписание: в этот день он читал «Эмиля» Руссо и так увлекся, что пропустил прогулку, чтобы закончить книгу.

Значительное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками. В составе Российской империи появилась новая административная единица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принес присягу и Кант. Войны в 18 веке почти не затрагивали мирное население. Несмотря на войну, занятия в университете не прерывались. Напротив, к обычным лекциям прибавились еще и занятия с русскими офицерами. Кант читал для русских фортификацию и пиротехнику. Некоторые биографы философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа Григорий Орлов и А. В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусской столице своего отца генерала В. И. Суворова.

В 1758 году умер профессор философии Кипке. На освободившееся место объявилось пять претендентов. Среди них был и Кант. Однако окончательно вопрос о вакансии был решен не в пользу философа. В этот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его творчества. Много лет спустя, философ назовет свое состояние в магистерские годы «догматическим сном». Он запретит пользоваться своими ранними трудами, в которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира, высказывал идею, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как и любое другое отдельное существо, может жить лишь во имя блага целого. Очевидно, что подобные утверждения противоречат идее: «Человек есть цель сама по себе», которую он развивал в более поздние годы.

1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важнейшую роль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию его критической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака Руссо. Если под влиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос, устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли ему заглянуть в тайники человеческой души. Теперь Кант стал серьезно задумываться, как ввести в философию опытное знание. Этим проблемам посвящена работа «Исследование очевидности принципов естественной теологии и морали». В этой работе Кант сопоставил философию с математикой. Его высказывание гласит: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики». Ученый приходит к выводу, что истинная философия еще не написана. Надлежит, опираясь на достоверные данные опыта, отыскать всеобщие законы. Опыт, на который должна опираться философия, — это не только показания чувств, но и непосредственное очевидное сознание. С точки зрения философа, благодаря последнему становится весьма достоверным познание Бога. Кант высказывает важное соображение: нельзя смешивать истину и благо, знание и моральное чувство. Внимание мыслителя привлекает проблема единства противоположностей. Кант указывает, что справедливое для логики может быть неистинным для реальной действительности.

Преобладание конкретного мышления, аналитический способ познания, умение разложить данные на составные части, а затем выполнить задачу координации и синтеза, объединив факты в связное целое — свойство ученого. Астрологически это показано в натальной карте И. Канта еще и положением Сатурна в знаке своего владения Козероге в IX Доме высшего образования и философского поиска. Структурированность и подчинение логическим выводам — принцип Сатурна. Куспид IX Дома начинается в Стрельце, управителем которого является Юпитер. Отсюда точность, конкретность (Сатурн в IX Доме) и широта взглядов одновременно (принцип Юпитера — управителя IX Дома — расширение). Это еще и честность и духовная открытость, благодаря которым человек может признавать свои ошибки. Кант ни раз доказывал, что в состоянии отказаться от своей теории, если появляются не укладывающиеся в нее факты. Он обладал почти сверхчеловеческой объективностью и беспристрастностью. Своими трудами Кант демонстрировал мощную силу мышления, обращенную внутрь себя, когда она действует в качестве отдельного независимого инструмента познания. Склонность к четким различиям, дефинициям и методическому исследованию реальности отражает также положение Плутона в знаке Девы в VI Доме. А положение Урана, также в VI Доме работы, но уже в знаке Скорпиона показывает глубину проникновения в проблему и неожиданные открытия и озарения. Плутон связан с Ураном полусекстилем, а Уран оппозицией с Солнцем — такова связка планет, которая вызывает «цепную реакцию» и дает выход творческой энергии. Уран в Скорпионе экзальтирует и подчеркивает страстный интерес Канта к загадкам окружающего мира, его неутомимые усилия, направленные на раскрытие новых тайн.

Принято считать, что люди научного типа эмоционально холодны, бесчувственны, порой даже бесчеловечны и жестоки. И именно поэтому работоспособны, так как не отвлекаются на страсти человеческой жизни. Отчасти это так. Но, присмотревшись повнимательней, мы обнаружим, что они не лишены эмоций, а просто посвятили их со всей самоотверженностью миру безличных объектов. Кант, как человек науки, страстно любил истину, превыше всего жаждал знания и всю свою привязанность отдавал идеям и теориям.

Роберто Ассаджиоли утверждает, что люди научного склада не интуитивны, так как чрезмерно развитый интеллект подавляет в них все остальное. Однако у такого высокоодаренного человека, как И. Кант, интуиция активно работает, открывая путь к познанию фундаментальных законов природы. Это доказывают следующие факторы: Луна в соединении с Меркурием находится в огненном Овне в XII Доме — Доме интуитивного познания; управляет XII Домом Нептун, который также способен давать интуитивные подсказки, расположенный в I Доме в Тельце. Юпитер управляет IX Домом высшего познания, на куспиде которого прозорливый знак Стрельца. Положение Юпитера в знаке воздушного Водолея и в XI Доме, символом которого является открытый космос, добавляет еще один плюс. Человек получает знание как бы непосредственно «сверху». Кроме того, нравственная чистота, развитое чувство справедливости и долга, признание равными себе других людей. Кант говорил: «Когда справедливость исчезнет, то не останется ничего, что могло бы придать ценность жизни людей». Это ли не символизм Юпитера в Водолее, в XI Доме в секстиле к Луне (люди) и в трине к Венере, управляющей I Домом (жизнь) и находящейся на куспиде II Дома (ценности).

Еще одно доказательство его способности интуитивно воспринимать знания — опора на веру в Бога и мораль. С точки зрения Канта, мы не можем убедиться в существовании Бога ни на собственном, ни на чужом опыте. Только система рассуждений приводит к выводу, что на свете есть некое высшее, абсолютное и необходимое существо. Встает, однако, вопрос: не подрывает ли подобное отношение к религии основ нравственности? Кант утверждает: мораль и религия — разные вещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный суд. При воспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потом прививать понятие о божестве, иначе религия превратиться в предрассудок, и вырастет хитрец, лицемер. Культура морального чувства должна предшествовать культуре послушания. Из этих рассуждений философ выводит основной закон человеческого поведения — «поступай в соответствии со своей моральной природой».

К концу 60-х годов 18 века Кант становится известен уже не только в Пруссии. Его ценят и уважают за пределами Германии. Наконец 31 марта 1770 года сбывается мечта Канта. Специальным указом короля он был назначен ординарным профессором логики и метафизики. Но необходимо было выполнить еще одну формальность: защитить профессорскую диссертацию. В этой диссертации отражен своеобразный дуализм во взглядах. «Источники всех наших представлений, — говорится в работе, — либо чувственность, либо рассудок и разум. Первые дают нам причины познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствам познающего субъекта. Вторые относятся к самим предметам. Возникает выражение «критика чистого разума». Над этой концепцией Кант работал 11 лет. Свою задачу философ видел в том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида одностороннего и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания — догматизм и скептицизм. Кант предлагает третий путь — единственно здравый, по его мнению, — путь критики. Он выдвигает идею, что часть нашего знания носит априорный (доопытный) характер. Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, то весь его объем в конечном итоге взят из все расширяющегося опыта человечества.

Бесспорным достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение созерцания и интеллекта. Научное знание, по его мнению, представляет собой синтез чувственности и рассудка. Главной в гносеологии Канта является идея активности познания. Деятельное начало в интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением, представляет собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна еще в одном важном деле — в их использовании. Ученый должен не только располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять их в конкретных обстоятельствах. Кант называет это интуитивное умение способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познание при его движении в любом направлении. Ведь разум обладает способностью создавать иллюзии, принимать кажущееся за действительное. Отсюда можно сделать вывод, что без дара интуиции истинное познание невозможно вообще.

Весной 1784 года Кант отметил свое шестидесятилетие. Юбилей застал его в расцвете духовных сил. Уже было прожито три четверти отпущенных лет, но не написана еще и половина произведений. Теперь они появляются одно за другим — книги, статьи, рецензии. Выходит его статья о действии законов жизни общества. Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных результатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека наличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие, злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения. Но если отвлечься от них, то в общем ходе истории можно увидеть некую общую для всего человечества разумную цель.

Кант говорил: «Для ученого мышление так же важно, как и питание, без него, когда он не спит или один, он не может жить». Он более, чем кто-либо другой был намерен познать себя. Но задача познать себя для Канта была столь же трудна, как и для других. Он жаловался: «Я недостаточно хорошо понимаю себя». Возможно, он опасался того, что может найти в себе. Здесь его биограф Шарфштайн делает главный вывод: «Вещь-в-себе» — это не просто непознаваемое, это запретное; Это, как можно предположить, подавленная эмоциональная жизнь Канта. И он боялся затронуть ее, чтобы не разрушить собственное Я. Кант прекрасно понимал, что у него нет друзей. Но это его не беспокоило. Он с гордостью цитировал Аристотеля: «Друзья, у меня нет друзей». Психологи утверждали, что неспособность Канта создать близкие отношения указывает на его глубокое несчастье. Но сам Кант не казался глубоко несчастным. Напротив, те, с кем он встречался, отмечали его веселый нрав.

В 1787 году Кант был избран ректором университета и находился на этой должности в течение года. Берлинская академия включила его в число своих членов (пожизненно). Перед Кантом открылся неизведанный континент мысли, вокруг которого давно спорили великие философы и к которому он сам стремился много лет. Речь идет об этике. Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека — автономия нравственности. Кант утверждает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Философский анализ нравственных понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта, они априорно заложены в разуме человека. Главное — поведение, а знание — вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и зло, не нужно специального образования, достаточно интуиции. Здесь Кант расходится с «первооткрывателем» морали Сократом, для которого добро совпадает со знанием. Природа человека — его свобода. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другими людьми. «Свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам, — это одно и то же». Канта занимает также философия религии, которая примыкает непосредственно к этике. Философ выдвигает тезис: мораль не возникает из божественных установлений, и антитезис: мораль неизбежно ведет к религии. Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести в соответствие право людей на счастье с их обязанностями, поэтому необходимо признать всемогущее моральное существо как владыку мира. Бог — это моральный закон, как бы существующий объективно, это — любовь, — так говорится на страницах «Метафизики нравов». Разве мог думать иначе философ, имея в своем гороскопе Юпитер в Водолее в XI Доме, где соединяется безгранично расширяющаяся духовность и тяга к знанию (принцип Юпитера) с космическим пространством (XI Дом в Водолее).

Обратимся теперь к эстетике Канта. Одна из важнейших заслуг Канта в том, что он открыл опосредованный характер восприятия прекрасного. До него считалось, что красота дается человеку непосредственно при помощи чувств. Между тем, само «эстетическое чувство» — сложная интеллектуальная способность. Чтобы насладиться красотой предмета, надо уметь оценить его достоинства. Он делает вывод, что эстетическая способность суждения в целом связана с разумом — законодателем нравственности. С его точки зрения, эстетическая идея «оживляет» познавательные способности. В результате Кант обнаруживает три вида изящных искусств — словесное, изобразительное и искусство игры ощущений. В свою очередь, словесные искусства — это красноречие и поэзия. Поэзию Кант считал высшей формой художественного творчества. Значение поэзии в том, что она совершенствует интеллектуальные и моральные потенции человека; играя мыслями, она выходит за пределы понятийных средств выражения и тренирует тем самым ум, она возвышает, показывая, что человек не только часть природы, но созидатель мира свободы.

Посмотрим на положение Венеры в натальной карте философа. Вспомним его слова: «Для ученого мышление так же важно, как питание...». В Близнецах находится куспид II Дома. II Дом соотносится со знаком Тельца, имеет отношение к физическим ресурсам, в том числе к необходимости питания. Становится понятным интерес Канта к осмыслению (Близнецы) «прекрасного» (Венера). Венера делает аспект трина к Юпитеру в XI Дом, связывая два воздушных знака и, подчеркивая безграничные возможности (Юпитер в Водолее) искусства и проявления форм эстетики и этики (по знаку Тельца и Весов). Точный квиконс между Венерой и Сатурном может говорить о том, что необходимо найти соответствие между формой (Сатурн) и содержанием «прекрасного» (Венера).

В 1794 году Кант отметил свое семидесятилетие. Дух Канта долго господствовал над его телом. Но всему приходит конец. Философ не был болен, но силы его убывали. Он постепенно сокращал объем своих учебных занятий. Потом еще три семестра он объявлял лекционные курсы, но с оговоркой: если позволит здоровье. Здоровье не позволяло, лекции отменялись. Однако Кант не собирался еще уходить в отставку. Он гордился тем, что в преклонные годы сохраняет ясность мысли, бодрость духа, интерес к жизни и любимому делу. Не было сил читать лекции, но он мог еще писать. Кант почувствовал потребность изложить свое учение в более или менее концентрированном виде. Так появилась «Антропология» — последняя работа, изданная самим автором.

18 век был на исходе. Система критической философии создана и завершена. Кантом никогда не овладевало чувство самоуспокоения, но он знал, что главное сделано. Может быть, поэтому спало напряжение поиска и силы быстро пошли на убыль. Это интересный и, надо полагать, правильный вывод. Любимая работа, насыщенная интересная жизнь способствуют долголетию. Сам Кант нередко говорил, что он сам собственными руками сделал себе здоровье и удлинил свою жизнь. В молодые годы Кант отличался весьма плохим здоровьем. Многочисленные болезни, нервные припадки и наклонность к меланхолии предсказывали непродолжительную жизнь. Но, между тем, Кант «сделал себя», если можно так сказать, из материала не совсем «доброкачественного». Он писал: «У меня имелась наклонность к ипохондрии, граничащая с пресыщением жизнью». Бессильный, даже болезненный от природы, он между тем достиг глубокой старости. К 40 годам здоровье его укрепляется все больше и больше, и до последних двух лет его жизни он не знает никаких болезней. Биографы сообщают, что его хорошее телесное состояние было следствием осторожности. Кант вел специальную запись рано умерших людей и ежегодно читал и внимательно изучал таблицы смертности, которые по его просьбе присылались ему кенигсбергской полицией. Вся его жизнь была размерена, высчитана и уподоблена точнейшему хронометру. Ровно в 10 часов он ложился в постель, ровно в 5 он вставал. И в продолжение 30 лет он ни раза не встал не вовремя. Ровно в 7 часов он выходил на прогулку. Жители Кенигсберга проверяли по нему свои часы. Все в его жизни было размерено, заранее решено, и все было продумано до самой маленькой подробности, до ежедневной росписи кушанья и до цвета каждой отдельной одежды. Всю свою жизнь Кант подчинил строжайшей системе гигиенических правил, выработанной им самим и основанной на продолжительном и чрезвычайно тщательном наблюдении над своим телом и настроением. Он в совершенстве изучил свое телесное строение, свой организм, и наблюдал за ним, как химик наблюдает за каким-нибудь химическим соединением, добавляя туда то один, то другой элемент. И это искусство сохранять жизнь, оберегать и продолжать ее, основано на чистом разуме. Силой разума и воли он прекращал целый ряд болезненных явлений, которые подчас у него начинались. Ему удавалось даже, как утверждают биографы, приостановить в себе простуду и насморк. Его здоровье было, так сказать, собственным, хорошо продуманным творчеством. Психическую силу воли он считал верховным правителем тела.

Интересно и важно выявить астрологические факторы долголетия. Самое характерное, что бросается в глаза, это почти полное соответствие сетки Домов гороскопа Канта сетке естественного Зодиака. Вероятно, это дает возможность исключить противоречия из характера человека и, тем самым, способствует сохранению психической энергии, которая и является «топливом» жизни. Расположение главных осей гороскопа в фиксированных и кардинальных знаках — дает устойчивость в жизни и хороший инстинкт самосохранения. Солнце — астрологический символ творчества и воли — расположено в устойчивом и не терпящем суеты знаке Тельца в XII Доме. Солнце только что взошло над горизонтом и не успело еще растратить свой потенциал. Значит, возможность волевого руководства собой долго останется неисчерпанной. Строгая система взглядов, наличие интереса и мотивации в жизни и работе выражено положением планет Сатурна в Козероге в IX Доме и Юпитера в Водолее в XI Доме. Сатурн соединяется аспектом трина с Асцендентом, Юпитер находится в квадрате с Асцендентом, что сообщает личности принципиальность, твердость (Сатурн) и стремление познать истину (Юпитер). Нептун в I Доме говорит о бескорыстности и духовности человека, а это тоже признаки долгой жизни. Такие качества как вера, нравственность, совесть, моральная чистота способствуют здоровью психики и продлению жизни. Кант говорил: «Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений». Это еще один принцип здорового образа жизни, ведущего к долголетию.

В общем и целом поведение Канта соответствовало тому идеалу внутренне свободной личности, который он набросал в своих произведениях. Была цель жизни, был осознанный долг, была способность управлять своими желаниями и страстями. Природа наделяет человека темпераментом, характер он вырабатывает сам. Иммануил Кант сделал самого себя и в этом отношении он уникален.

В последние годы состояние философа резко ухудшилось. Ему трудно было передвигаться без посторонней помощи, он почти оглох. 3 февраля 1804 года он перестал принимать пищу. Кант умер 12 февраля 1804 года. Его последними словами были «Es ist gut» — «Хорошо». Смерть его ясна, как и жизнь. Исполненный долг. Еще в 1799 году Кант распорядился относительно собственных похорон. Просил, чтобы они были по возможности скромными. Получилось иначе. С мыслителем прощался весь город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней. Гроб несли 24 студента, за гробом шел строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к собору Кенигсберга с северной стороны.

«Es ist gut» — транзитный Меркурий в эти дни был в соединении с натальным Юпитером. А может быть Нептун «даровал» это спокойствие и величие духа. Свой путь Кант закончил на полуцикле Нептуна, на соединении транзитного Нептуна с Южным Лунным Узлом в Скорпионе. Серия последовательных аспектов Солнца также заканчивается на Нептуне — соединением.

 

 

Рис. 2. Гороскоп Иммануила Канта: наложение прогрессивной карты от 12.02.1804 г., 12:00 GMT, г. Кенигсберг, Дома Плацидуса.

 

Прогрессивный Асцендент (рис. 2) сформировал соединение с натальным Нептуном. Прогрессивное Солнце, управитель V Дома творчества и витальности, входит в аспект соединения с натальным Марсом в IV Доме, одно из значений которого — завершение всех дел. Прогрессивная Луна, проходящая по знаку Рыб, последнему знаку Зодиака, символизирующему «растворение» в коллективном бессознательном или природе, или... (слова уже не имеют значения), формирует точный секстиль с МC, полусекстиль с натальной Луной — управительницей IV Дома в радиксе и трин с IC. Таким образом, прогрессивная Луна касается своими лучами самых важных жизненных точек гороскопа, указывая на изменения в сферах этих Домов — уход из социальной жизни и завершении жизни.

 

 

Рис. 3. Гороскоп Иммануила Канта: наложение транзитной карты от 12.02.1804 г., 12:00 GMT, г. Кенигсберг, Дома Плацидуса.

 

Транзитный Уран (рис. 3) в 16° Весов формирует большой квадрат к оси МС—IC, натальным Сатурну, Луне, Марсу. Транзитный Сатурн, управитель МС, в 3° Весов, управитель МС, воздействует через аспект квиконса на Солнце — центр жизненных сил и творчества, подчеркивая усталость человека и желание «отдохнуть» от трудов.

 

Статья опубликована в 5 номере газеты «Астролог» за 2006 год.

  

 

Справки и дополнительная информация

по e-mail: astrologia@inbox.ru

или по тел. 8-499-151-84-10,  8-499-151-85-10.



Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт