Образы поэзии Ф.И. Тютчева

как отражение символизма натальной карты поэта

и её разворотов во времени


Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * *
20 лет мы очно и заочно обучаем астрологии, проводим консультации профессиональных астрологов, издаем газету, журнал и книги по астрологии, разрабатываем и распространяем компьютерные астрологические программы!

 

Татьяна коновалова

 

Часть 2. Продолжение

 

ГЛАВА 1

Символизм натального 4-го Дома и образы бездны, глубины, пристани, родника, ключа в поэзии Ф.И. Тютчева

Управитель гороскопа находится в 4-ом Доме, а управитель 4-го — в 1-ом Доме (т.е. в радиксе — взаимовлияние 1-го и 4-го Домов). Самоосознание связано с темами 4-го Дома (истоки, начало, завершение) и активность человека направляется в сферы 4-го Дома, на исследование своего внутреннего мира, глубин своих чувств (Плутон в Рыбах в 4-ом Доме). Взаимная рецепция Плутона с Нептуном (управителей 1-го и 4-го Домов) — одна из двух финальных диспозиций гороскопа.

Образы бездны, родника, пристани, глубины возникали в поэзии Ф.И. Тютчева в 1824, 1830, 1836, 1839, 1849, 1852, 1857 годах. Управитель Асцендента Плутон в 4-ом Доме в Рыбах в соединении с Надиром (орб меньше 5 градусов). Надир в Рыбах — и опора, начало, исток связаны с водными символами источника, родника, бездны, пристани. Надир, как известно, это «дно» гороскопа, глубина неба, Рыбы — беспредельность, безграничность, Плутон — глубина, синтез этих символов — даёт образ бездны. Поэт пишет:

 

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами. (Плутон, Рыбы, Надир.)

 

Рассмотрим стихотворения с образами бездны, глубины, пристани, ключа, родника и сопоставим с символизмом транзитов и разворотов радикса на время создания этих стихотворений.

1830-ым годом датировано несколько стихотворений, в которых присутствует тема душевной глубины, бездны, пристани, отражающих символику натального 4-го Дома поэта. Так, в стихотворении «SILENTIUM» Ф.И. Тютчев пишет:

 

Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои

Пускай в душевной глубине

Встают и восходят оне...

 

В этом году поэт также пишет:

 

... У пристани волшебной ожил чёлн...

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, —

И мы плывём, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

 

В 1830 году дирекционный Юпитер соединяется с натальным Нептуном (управителем 4-го Дома радикса), возможно, под влиянием Юпитера оживает чёлн «у пристани волшебной» (Нептун — волшебство, IC в Рыбах — пристань), вероятно, не без влияния дирекционного Юпитера возникает следующие строки:

 

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами...

 

... Прилив растёт и быстро нас уносит

В неизмеримость тёмных волн...

 

Соединение Юпитера с Нептуном — это прилив, который «растёт и быстро... уносит в неизмеримость темных волн».

Солнечное затмение 23 февраля 1830 года в 4°07 Рыб акцентирует в этом году тему натального 4-го Дома. Асцендент карты затмения на место рождения в 7°57 Рыб образует соединение с натальным Плутоном — управителем гороскопа поэта.

Асцендент карты Солнечного возвращения и Луна СО в 4-ом Доме радикса говорят о том, что в этом году повышенное значение приобретает обращение к своему внутреннему душевному миру. Поэт адаптируется к изменениям, эмоционально приспосабливаясь к ним, обращаясь к своему внутреннему миру, к своим душевным глубинам, и эта адаптация связана с творчеством (Луна СО в Рыбах в 4-ом Доме радикса, в 12-ом Доме СО, управляет 5-ым Домом СО).

МС карты СО на Мюнхен находится в соединении с натальным Меркурием, таким образом, в текущем 1830 году человеку приходится высказывать себя (Меркурий в 1-ом Доме), к тому же Асцендент СО (карты на Мюнхен) в 3-ем Доме радикса говорит о желании общаться, высказывать себя. Следовательно, человек и вынужден высказывать себя, и желает общаться со своим ближайшим окружением, но человеку очень не просто себя выразить. Меркурий в Стрельце в 1-ом Доме в центре «чаши» даёт стремление выразить себя ярко, активно, открыто, но при этом приходится преодолевать подсознательное недовольство несовершенством деталей внешней реальности, а также глубокие трансформации в своём внутреннем мире (натальный тау-квадрат). Стрела компенсации, направленная в Близнецы в 7-й Дом, говорит о беспокойстве, поймёт ли тебя другой: МС СО «включает» натальный Меркурий и поэт пишет:

 

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

 

Луна СО в Рыбах в 1-ом Доме СО (карта на Мюнхен) в 4-ом Доме радикса говорит о том, что человек очень восприимчив к окружению, очень чувствителен, о том, что в этом году он приспосабливается к обстоятельствам, обращаясь к своему внутреннему миру чувств и эмоций, к своим душевным глубинам:

 

Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои

Пускай в душевной глубине

Встают и восходят оне...

 

... Лишь жить в себе самом умей —

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно волшебных дум...

 

Луна СО в Рыбах в 1-ом Доме — и поэт обращается за эмоциональной поддержкой к самому себе или к своему подсознанию (если учитывать, что Луна в карте СО на место рождения находится в 12-ом Доме СО).

 

Образы бездны, ключа, отражающие символизм 4-го Дома радикса возникают в поэзии Ф.И. Тютчева вновь в 1836 году. Поэт пишет:

 

В бездонном небе звёздный сонм горит

Соседний ключ слышнее говорит...

 

 

Рис. 2. Гороскоп Ф.И. Тютчева, род. 05.12.1803, GMT = 2:59, и транзитная карта на 15.03.1836, GMT = 12:00,

с. Овстуг Орловской губ., Плацидус.

 

В 1836 году транзитный Уран соединяется с натальным Надиром поэта (рис. 2). Уран трижды проходит точку надира, образуя первое точное соединение с Надиром в марте 1836 года, затем в сентябре и в январе 1837 года. Транзит Урана по Надиру в Рыбах «зажигает» «в бездонном небе звёздный сонм» (Надир в Рыбах — бездна, Уран — небо и звёздный сонм). Уран связан с музыкой, звуками, с ускорением. Под влиянием транзитного Урана Надир в Рыбах превращается в ключ (Надир в Рыбах — вода из глубины), ключ, который «слышнее говорит», который «ко мне на встречу... бежит», и возникают строки: «Струя бежит и плещет», «Струя воздушная течёт...». Бездна (IС в Рыбах) становится воздушной (Уран), небо (Уран) — беспредельным (Рыбы):

 

А небо так нетленно чисто

Так беспредельно над землёй...

И птицы реют голосисто

В воздушной бездне голубой.

 

Следующие строки также отражают символизм транзита Урана по натальному IC:

 

Какое дикое ущелье!

Ко мне на встречу ключ бежит —

Он в дол спешит на новоселье...

 

Уран в соединении с IС — изменение места жительства, Водолей — включённый знак в 3-ем Доме, т.е. получается ближний переезд, и ключ «в дол спешит на новоселье» (поэт в это время переезжает из Мюнхена в Турин). Связь Урана с 3-им Домом радикса отражается и в том, что «ключ слышнее говорит» (3-й Дом — речь, общение).

В 1830 году поэт пишет:

 

Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои...

 

А в 1836 году транзитный Уран соединяется с IС, и бездна, душевная глубина превращается в «бессмертный ключ», который «льётся и, журча, Молчанье мертвое тревожит». В этом стихотворении отражён символизм двух одновременных транзитов к натальному Надиру: трина транзитного Сатурна к IС и соединения Урана с IС:

 

Поток сгустился и тускнеет

И прячется под твёрдым льдом,

И гаснет цвет, и звук немеет

В оцепененьи ледяном.

(Трин тр. Сатурна к IС в Рыбах.)

 

Но соединение транзитного Урана с IС сильнее трина Сатурна, и поэт пишет дальше:

 

Лишь жизнь бессмертную ключа

Сковать всесильный хлад не может —

Она всё льётся и, журча,

Молчанье мёртвое тревожит.

 

Так и в груди осиротелой,

Убитой хладом бытия,

Не льётся юности весёлой,

Но блещет резвая струя —

Но подо льдистою корою

Ещё есть жизнь, ещё есть ропот —

И внятно слышится порою

Ключа таинственного шёпот.

 

Символизм транзитов Сатурна и Урана в 1836 году отражен и в стихотворении «Зима не даром злится...»: транзитный Уран, соединяясь с натальным IС, «гонит со двора». Это же соединение Урана (к тому же тр. Уран в оппозиции к нат. Луне) совпадает по времени с возникновением образа

 

Горнего неземного жилища,

Где смертной жизни места нет

И легче, и пустынно чище

Струя воздушная течёт.

 

В карте СО на 04.12.1835 г. Солнце управляет Асцендентом СО и находится в 4-ом Доме СО, следовательно, важные решения принимаются в сферах 4-го Дома (дом, жилище, свой внутренний мир, внутренняя опора), и человек проявляет своё творчество в этих сферах. Луна СО в Близнецах, и человек адаптируется, общаясь, разговаривая с другими людьми, вероятно, ещё и поэтому «ключ говорит».

 

В 1839 году в поэзии Ф.И. Тютчева вновь возникает тема бездны:

 

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами...

 

МС СО на 1839 год находится в соединении с IC радикса, т.е. в этом году человек вынужден заниматься вопросами 4-го Дома (истоки, внутренняя душевная опора, свой внутренний мир). Луна СО в Раке, и человек реагирует эмоционально, стремясь найти эмоциональную защищённость. Сатурн СО, управляющий 8-м Домом СО, в соединении с натальным Меркурием, управляющим натальным 8-ым Домом, вероятно с этим связаны «страхи и мглы» (темы Сатурна и 8-го Дома). Транзитный Сатурн в 1839 году соединяется с натальным Меркурием (управителем 8-го Дома радикса) и делает квадрат к натальному Плутону в 4-ом Доме, тема бездны связана теперь с сатурнианской символикой преград и страхов.

В январе 1839 года прогрессивная Луна соединяется с натальным Меркурием, затем делает квадрат к натальному Плутону в Рыбах в 4 Доме, возможно, и не без её влияния возникает образ бездны со «страхами и мглами».

Солнечное затмение 15 марта 1839 года в 24° Рыб в натальном 4-ом Доме и в точном трине к Нептуну, управляющему радиксным IC, также акцентирует тему бездны.

Кроме того, в 1839 году транзитный Нептун делает квадрат к натальному Асценденту, а дирекционный Нептун — полуквадрат к натальному Асценденту.

 

После 1839 года тема бездны возникает в поэзии Ф.И. Тютчева через 10 лет, в 1849 году, когда с натальным IC соединяется транзитный Нептун, одновременно образуя оппозицию к натальной Луне. Строки

 

В душе своей как в бездне погружён,

И нет извне опоры и предела

 

отражают символизм транзита Нептуна в Рыбах по натальному IC (размывание опоры). Эти строки датированы 1848 — 1850 годами, т.е. не определена четко, размыта даже дата стихотворения. Именно в этот период с 1848 по 1850 год транзитный Нептун (рис. 3) трижды проходит точку натального Надира (в апреле 1848, затем в августе и в феврале 1849), в ноябре 1849 года Нептун возвращается к IC на расстояние меньше половины градуса, а из двухградусного орба с IC Нептун выходит только в ноябре 1850 года.

 

 

Рис. 3. Гороскоп Ф.И. Тютчева, род. 05.12.1803, GMT = 2:59, и транзитная карта на 23.02.1849,

GMT = 1:30 (солнечное затмение), с. Овстуг Орловской губ., Плацидус.

 

Транзит Сатурна в этот период по натальному 4-му Дому вынуждает укреплять опору, искать какие-то пределы (Сатурн), но транзит по IC сильнейшего в Рыбах Нептуна и его оппозиция к натальной Луне вызывает чувство, что

 

В душе своей как в бездне погружён,

И нет извне опоры и предела.

 

Стихотворение «Море и утёс», датированное 1848 годом, также отражает стремление укрепить свою внутреннюю опору. В этом году на фоне транзита Нептуна по натальному IC, транзита, размывающего опоры и пределы, транзитный Сатурн, проходя по 4-му Дому радикса (опора), соединяется с натальным Плутоном (управителем Асцендента) и делает трин к Асценденту, как бы укрепляя размываемые Нептуном опоры. И поэт пишет: «Стой же ты, утес могучий» (утёс — Сатурн, могучий — Плутон).

Солнечное затмение 23 февраля 1849 года в 4° Рыб (в том же градусе, что и затмение 1830 года, когда также возникала в поэзии тема бездны) в натальном 4-ом Доме, в пределах 2° от IC и от Плутона, управляющего Асцендентом, вновь, как и в 1830 году, акцентирует тему бездны.

В 1849 году, также как и в 1830-ом, Луна СО в Рыбах в натальном 4-ом Доме, но в 1849 г. она в соединении с Сатурном СО, что, возможно, влияет на беспокойство об «опоре и пределах».

 

В 1852 году транзитный Нептун, управитель IC радикса, соединяется с натальным Плутоном, управителем Асцендента поэта, и возникают строки:

 

... В непостижимом этом взоре,

Жизнь обнажающем до дна,

Такое слышалося горе,

Такая страсти глубина.

 

Вновь звучит тема натального Плутона в Рыбах в 4-ом Доме.

Стихотворение «Родник» датировано 27 августа 1857 года. Поэт пишет:

 

... Войдём и сядем под корнями

Дерев, поимых родником...

 

Образ родника связан теперь с образами корней деревьев. В этот год прогрессивная Венера соединяется с натальным Надиром (Венера — растения). Во время создания стихотворения натальный Нептун, управляющий IC, одновременно аспектируют дирекционное Солнце (квинтиль), профекционные Луна и МС (квадрат), транзитный Сатурн и профекционный Сатурн делают точный (орб 5°) трин к натальному Нептуну (образы корней деревьев связаны с Сатурном).

В карте СО на 1857 год Венера, управитель Асцендента, находится в 4-ом Доме в соединении с IC (корни, родник) и в оппозиции к Сатурну, управителю 4-го Дома СО (Сатурн в соединении с МС, Венера — с IC — «под корнями дерев (Сатурн), поимых родником» (IC)).

 

Итак, если сопоставить все периоды в жизни поэта, когда в его поэзии возникают образы бездны, родника, пристани, отражающие символику натального 4-го Дома, то можно найти общие астрологические черты этих периодов, так:

и в 1830, и в1849, и в 1857 годах Луна СО расположена в Рыбах в 4-ом Доме радикса;

и в 1836, и в 1857 в картах СО управитель Асцендента находится в 4-ом Доме СО;

и в 1830, и в 1849 было Солнечное затмение в 4-ом Доме радикса в соединении с натальным Надиром.

Каждый раз мажорными аспектами затрагивался натальный IC:

в 1830-м году транзитный Сатурн образует к нему трин, МС СО — квадрат;

в 1836 г. с IC соединяется транзитный Уран,

в 1848-50 гг. — транзитный Нептун;

в 1852 г. — прогрессивная Венера.

Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение в поэзии Ф.И. Тютчева образов бездны, родника, глубины, пристани, отражающих символику 4-го натального Дома поэта, совпадает по времени, когда различными способами (в дирекциях, прогрессиях, транзитах, СО) аспектируется натальный 4-й Дом, его куспид, управитель, планета.

 

(Продолжение в 3-4 частях)

 

 

Статья опубликована в 3 и 4 номерах журнала «Астрология» за 2006 год.

 

 

Справки и дополнительная информация

по e-mail: astrologia@inbox.ru

или по тел. 8-499-151-84-10,  8-499-151-85-10.



Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт