Образы поэзии Ф.И. Тютчева

как отражение символизма натальной карты поэта

и её разворотов во времени


Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * *
20 лет мы очно и заочно обучаем астрологии, проводим консультации профессиональных астрологов, издаем газету, журнал и книги по астрологии, разрабатываем и распространяем компьютерные астрологические программы!

 

Татьяна коновалова

 

Часть 3. Продолжение

 

Глава 2

Образ грозы, тема пророчества и конфигурации Урана и 11 Дома

Тема пророчества, как известно, связана с Ураном, 11-м Домом, а также со знаком Стрельца и 9-ым Домом. В натальной карте Ф.И. Тютчева Уран в Весах в своём (11-ом) Доме в секстиле к Солнцу в Стрельце. В Стрельце, помимо Солнца, ещё и Меркурий, Марс, Венера. Меркурий в Стрельце в 1-ом Доме в центре «чаши».

 

 

Ф.И. Тютчев в 1867 году

 

Управитель 9-го Дома Луна находится в соединении с МС, в полуквадрате с Ураном. Соуправитель 9-го Дома Солнце — в Стрельце в полуквадрате с Юпитером. 11-й, 9-й, 3-й и 1-й Дома связаны различными способами: соуправитель 9-го Дома — в 1 Доме в секстиле к Урану в 11-ом, управляющему Водолеем, включённым в 3 Дом, и Северным Лунным Узлом (также связанным с будущем), управитель 3-го Дома в соединении с куспидом 11-го Дома, следовательно, много различных указаний на предрасположенность поэта к пророчеству. К тому же Асцендент поэта находится в средней точке Солнце/Уран.

Тема пророчества в поэзии Тютчева впервые встречается в стихотворении «Бессонница» (1829 г.):

 

Часов однообразный бой,

Томительная ночи повесть!

Язык для всех равно чужой

И внятный каждому, как совесть!

 

Кто без тоски внимал из нас

Среди всемирного молчанья

Глухие времени стенанья,

Пророчески прощальный глас?

 

В 1829 году дирекционный куспид 3-го Дома (рис. 4) соединяется с натальным Северным Лунным Узлом, находящемся в 3-м Доме в Водолее и в трине к своему управителю Урану в 11-ом Доме (3-й Дом — повесть, Узел, Водолей — пророчество).

 

 

Рис. 4. Гороскоп Ф.И. Тютчева, род. 05.12.1803, GMT = 2:59, и дирекционнная карта на 05.12.1829, GMT = 12:00,

с. Овстуг Орловской губ., Плацидус.

 

Дирекционный Уран делает полуквадрат к натальной Венере — управителю 11 Дома, связанного с будущим.

Тема пророчества связана с Сатурнианской символикой (время, часы, совесть). В этот год дирекционный Сатурн соединяется с натальным Юпитером и делает полуквадрат к Солнцу поэта. Сатурн управляет 3-м Домом радикса (повесть, язык), транзитный Сатурн идёт по 9-му натальному Дому и в октябре 1829 соединяется с натальным Южным Узлом.

Асцендент СО и МС СО в этом году аспектируют, включают натальный секстиль Меркурия с Сатурном (ASC CO в соединении с Меркурием, МС СО — с Сатурном и куспидом 11-го Дома), следовательно, актуальны серьёзные (Сатурн) размышлении о будущем (куспид 11-го), пророчества. Личные инициативы и решение конкретных вопросов связано с серьёзными размышлениями о будущем, о будущих прощаниях (Меркурий управляет натальным 8-м Домом) («пророчески прощальный глас»). Луна СО в Скорпионе в 11-м Доме СО, управляет 8-м Домом СО, что также связано с темой будущих (11 Дом) прощаний (8-й). В этом году поэта беспокоит будущее. Луна СО в 12-м Доме радикса, связанный со сном («Бессонница»).

В 1832 году поэт создаёт образ листа «на древе человечества высоком», который «пророчески беседует с грозою». В 1832 году дирекционный Уран (рис. 5) соединяется с Асцендентом поэта, с Асцендентом, находящемся к тому же в средней точке Солнце/Уран. Уран управляет включённым знаком в 3-м Доме, таким образом, получается пророческая (Уран) беседа (3-й Дом) с грозою (Уран). Дирекционный Асцендент соединяется в этом году с натальным Солнцем (в Стрельце в секстиле с Ураном), что также связано с пророчеством.

 

 

Рис. 5. Гороскоп Ф.И. Тютчева, род. 05.12.1803, GMT = 2:59, и дирекционнная карта на 14.06.1832, GMT = 12:00,

с. Овстуг Орловской губ., Плацидус.

 

Пророческая беседа связана с образом листа «на древе человечества высоком». Как уже отмечалось, дирекционный Уран соединяется с натальным Асцендентом, который находится не только в средней точке Солнце/Уран, но и в средней точке Венера/Сатурн. (Венера — растение, Сатурн — твёрдость, сухость = древо, лист, а когда дирекционный Уран, соуправитель 3-го Дома, соединяется с этой средней точкой, то получается пророческая (Уран) беседа (3-й Дом) с грозою (Уран) листа на древе (Венера/Сатурн).

В карте СО на 1832 год повторяется натальный секстиль Солнца с Ураном.

Углы карты СО аспектируют натальную Венеру — управителя 11-го Дома радикса (пророчество). Асцендент СО в квадрате к ней, IC СО — в соединении Управитель АSC СО Меркурий также в соединении с натальной Венерой и в соединении с IC СО, отсюда — тема завершения (IC), связанная с падением листа (Венера). Теме пророческой беседы вторит и Луна СО в Стрельце в 3-м Доме СО (человек адаптируется, беседуя, общаясь, выражая своё мнение), на время создания стихотворения, в июле 1832 года Луна СО делает точный секстиль с Венерой СО, управляющей 9-м Домом СО, который тоже имеет отношение к будущему.

О пророческой беседе говорит и Солнце в 3-ем Доме СО, управляющее 11-м Домом СО в секстиле с Ураном СО, т.е. важные решения в этом году, касаются общения с ближайшим окружением по поводу будущего, важны «пророческие беседы».

В карте СО на Мюнхен Солнце, Луна и управитель Асцендента Меркурий в 4-м Доме — тема завершения.

В 1832 г. прогрессивный МС поэта соединяется с натальным Сатурном (управляющим натальным 3-м Домом и находящимся в соединении с куспидом 11-го), с этим, вероятно, связан образ высокого (МС) древа (Сатурн) и тема пророческой (11-й Дом) беседы (3-й Дом). Прогрессивный Асцендент соединяется с натальным Меркурием. Таким образом, вновь, как и в 1829 году, включается натальный секстиль Меркурий — Сатурн, в 1829 году — углами СО, а в 1832-ом — прогрессивными углами.

Можно ещё отметить, что транзитный Сатурн в 1832 году проходит по 10-му Дому радикса (древо высокое) и образует квадрат к натальному Солнцу в Стрельце, что также можно связать с серьёзными (Сатурн) пророческими (Стрелец) беседами (Сатурн управляет 3 Домом). Транзитный Уран в это время соединяется с натальным Северным Лунным Узлом в Водолее в 3-м Доме, одновременно делая трин к натальному Урану (вновь пророческие беседы с грозою).

 

Тема пророчества в поэзии Тютчева возникает вновь в 1856 году 12 января поэт пишет:

 

Стоим мы слепо пред судьбою

Не нам сорвать её покров.

Я не своё тебе открою,

А бред пророческих духов.

 

В это время дирекционный Сатурн (рис. 6) соединяется с натальным Нептуном, транзитный Сатурн образует к Нептуну квиконс. Сатурн — судьба, преграда, а Нептун — видение, Сатурн в соединении с Нептуном — преграда видению («стоим мы слепо пред судьбою»). Дирекционная Венера, управитель 11 и 12 Домов радикса соединяется с натальным Северным Лунным Узлом в Водолее в 3 Доме (Лунные Узлы — судьба; 11-й Дом и Узел в Водолее в 3-м Доме в трине к Урану — пророчество, 12-й Дом связан с подсознанием — бред духов). Дирекционный куспид 11-го Дома образует нонагон к натальному Урану (вновь включен 11-й Дом).

 

 

Рис. 6. Гороскоп Ф.И. Тютчева, род. 05.12.1803, GMT = 2:59, и дирекционнная карта на 12.01.1856, GMT = 12:00,

с. Овстуг Орловской губ., Плацидус.

 

Транзитные Уран и Нептун (рис. 7) одновременно «включают» натальный треугольник: Уран — ось Узлов (транзитный Нептун в квиконсе к Урану и Южному Узлу, транзитный Уран в квадрате к оси Узлов и в квиконсе к натальному Урану, это также может быть связано со стремлением сорвать (квиконс и Уран — резкие изменения) покров судьбы (ось Узлов и Уран, управляющий Северным Узлом).

 

 

Рис. 7. Гороскоп Ф.И. Тютчева, род. 05.12.1803, GMT = 2:59, и транзитная карта на 12.01.1856, GMT = 12:00,

с. Овстуг Орловской губ., Плацидус.

 

К тому же транзитный Уран образует точный полуквадрат к натальному Сатурну, а транзитный Плутон — квиконс к нему. Эти транзиты соответствуют стремлению сорвать покров судьбы, а полуквадрат означает срыв этой попытки:

 

...Не нам сорвать её покров...

 

Транзитный Нептун в квиконсе к натальному Урану и Южному Узлу, вероятно, можно соотнести с «бредом (Нептун) пророческих духов». К тому же прогрессивная Луна в это время в трине к натальному Нептуну.

Луна СО в 11-ом Доме радикса, что также связано с темой пророчества, а в день создания стихотворения Луна СО образует точный квиконс к Урану СО.

Кроме того, профекционное Солнце в это время в точной (орб 0,1°) оппозиции к натальному Урану, профекционный Уран в полутораквадрате к куспиду натального 11-го Дома.

 

В апреле 1862 года тема пророчества возникает вновь, поэт пишет:

 

Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой, —

Они им чуют, слышат воды

И в тёмной глубине земной...

 

В этот раз, как и в 1856 году, «включается» натальный треугольник: Уран — ось Лунных Узлов. В апреле 1862 года с натальным Ураном в 11-Доме соединяются прогрессивная Луна, профекционный Меркурий, дирекционный Южный Лунный Узел, транзитный Уран и Марс делают к натальному Урану трин, а Луна СО — квадрат.

Как и 33 года назад, в 1829 году, в 1862-ом углы карты СО включают натальный секстиль Меркурий — Сатурн, куспид 11-го Дома, т.е. вновь МС СО соединяется с натальным Сатурном и куспидом 11-го Дома, а ASC СО — с натальным Меркурием, одновременно образуя секстиль к куспиду 11-го Дома радикса. И вновь акцентируется тема пророчества.

Транзитный Нептун (рис. 8) в оппозиции к натальному Сатурну. Поэт пишет об инстинкте, которым чуют (Нептун), слышат (Сатурн) воды в темной глубине (Нептун управляет IC радикса) земной (Сатурн).

 

 

Рис. 8. Гороскоп Ф.И. Тютчева, род. 05.12.1803, GMT = 2:59, и транзитная карта на 26.04.1862, GMT = 12:00,

с. Овстуг Орловской губ., Плацидус.

 

Луна СО в апреле 1862 года делает квадрат к натальному Урану, квинтиль к Нептуну СО, находящемся в соединении с IC СО в Рыбах, и если все символы синтезировать, то получается инстинкт (Луна) пророчески (Уран) слепой (Нептун), которым чуют воды в темной глубине (Нептун в Рыбах в соединении с IC) земной (Нептун СО в оппозиции к Сатурну, Луна СО в Козероге).

 

Тема предугадывания, пророчества также звучит в стихотворении, датированном 11 марта 1869 года:

 

Нам не дано предугадать

Как наше слово отзовётся,

Но нам сочувствие даётся

Как нам даётся благодать.

 

Предугадывание здесь связано с сочувствием. Транзитный Нептун (сочувствие) в это время в оппозиции к натальному Урану поэта (рис. 9). Эта оппозиция как бы затуманивает (Нептун) предугадывание (Уран) и поэт пишет, что «нам не дано предугадать, как наше слово (Уран управляет знаком, включённым в 3-й Дом — слово) отзовётся». Оппозиция даёт противопоставление: с одной стороны — предугадывание (Уран), с другой — сочувствие.

 

 

Рис. 9. Гороскоп Ф.И. Тютчева, род. 05.12.1803, GMT = 2:59, и транзитная карта на 11.03.1869, GMT = 12:00,

с. Овстуг Орловской губ., Плацидус.

 

Во время создания стихотворения происходит инверсия Лунных Узлов, т.е. транзитный Северный Узел соединяется с натальным Южным Узлом (в радиксе Северный Узел в Водолее в 3-м Доме — предугадывание), как бы встречаются прошлое и будущее слова («как наше слово отзовётся»).

Дирекционное Солнце соединяется с натальным Северным Лунным Узлом и одновременно образует точный полутороквадрат к натальному Сатурну, управителю 3-го Дома (слово). Соединение с Узлом даёт желание предугадать как слово отзовётся, но полутороквадрат означает срыв и поэт пишет о том, что «нам не дано...». К тому же к натальному Сатурну в это время образуют квадраты дирекционный Юпитер и прогрессивный Асцендент.

Дирекционная Венера, управляющая 11-м Домом радикса в полутороквадрате с Ураном радикса, что также вторит срыву попытки предугадать, как и полутороквадрат транзитного Юпитера к натальному Меркурию.

Тему сочувствия отражает биквинтиль транзитного Юпитера к натальному Нептуну (благодать), а квадрат транзитного Меркурия к Нептуну говорит о трудности достижения сочувствия.

О стремлении предугадать говорит и секстиль транзитного Марса к натальному Урану и квадрат транзитного Урана к нему.

За месяц до создания стихотворения, 11 февраля 1869 года происходило Солнечное затмение в 3-м Доме радикса в 23° Водолея в квадрате к натальному Нептуну, что также акцентирует тему предугадывания «как наше слово отзовётся» и тему сочувствия (Нептун).

В день создания стихотворения прогрессивная Луна образует дециль к натальному Меркурию (слово, предугадывание, т.к. Меркурий в Стрельце и беспокойство о том, как слово отзовётся — натальная стрела компенсации), квинтиль к натальному Юпитеру и полуквадрат к натальному Нептуну (благодать, сочувствие).

 

Итак, впервые тема пророчества возникает в поэзии Ф. И. Тютчева в 1829 году. В этом году углы карты СО включают натальный секстиль Меркурий — Сатурн, куспид 11-го Дома, соединяясь с этими точками. Через 33 года (цикл возвращения углов карты СО) поэт вновь пишет о пророчестве. Тема пророчества возникает также в 1832 году, когда с натальными Меркурием и Сатурном соединяются прогрессивные углы.

Можно отметить, что в 1829 году Тютчев проживал в Мюнхене, но карта СО, построенная на место рождения поэта, является в данном случае более информативной и лучше отражает символику стихотворения, т.к. углы этой карты акцентируют тему пророчества, аспектируя натальный куспид 11-го Дома и секстиль Меркурия с Сатурном.

Есть и другие общие черты в картах СО на годы создания стихотворений, в которых присутствует тема пророчества. Так, во всех картах есть связь светил с Ураном или 11-м Домом:

— в 1829 г. Луна СО в 11-м Доме СО в соединении с его управителем и в квадрате с Ураном;

— в 1832-ом г. Солнце, управляющее 11-м Домом СО, в секстиле с Ураном СО;

— в 1856 г. Луна СО в 11-м Доме радикса в квиконсе к Урану СО;

— в 1862 г. Солнце СО в оппозиции к Урану СО, Луна СО в квадрате к Урану радикса (на время создания стихотворения);

— в 1869 г. Луна СО управляет 11-м Домом СО и находится в нём, Солнце СО в биквинтиле к Урану СО.

Во всех картах СО Уран связан с угловыми Домами и углами карт:

— в 1829 г Уран аспектирует углы Со (секстиль к Асценденту и трин к МС);

— в 1856 г. Уран СО в 10-м Доме СО, управляет 7-ым;

— в 1862 г. Уран в 7-м Доме СО в квинтиле к МС СО;

— в 1869 г. Уран в 10-м Доме в секстиле к Асценденту СО;

— а в 1832 г. с натальным Асцендентом соединяется дирекционный Уран. Что может быть сильнее такой связи угла с Ураном?

В 4-х из 5-ти карт СО есть аспект управителя 11-го Дома с углом карты СО:

— в 1829 г. управитель 11-го Дома СО Венера в полусекстиле к ASC СО;

— в 1856 г. управитель 11-го Дома Меркурий в биквинтиле к МС и в тридециле к ASC СО;

— в 1862 г. управитель 11-го Дома Венера в трине к МС и в секстиле к ASC;

— в 1869 г. Луна, управляющая 11-м Домом СО в полуквадрате к ASC и МС.

 

Образ грозы, молнии, как известно, связан с Ураном. Сопоставим образный строй стихотворений, в которых присутствует тема грозы, написанных Ф.И. Тютчевым в разные годы, с транзитами к его натальной карте и ее разворотами на время создания этих стихотворений.

В 1832 году, когда поэт пишет о листе «на древе человечества высоком», который «пророчески беседовал с грозою» дирекционный Уран соединяется с натальным Асцендентом поэта, с Асцендентом, находящемся к тому же в средней точке Солнце, Марс/Уран. Об этом стихотворении уже говорилось в начале главы.

Строки:

                     В душном воздухе молчанье

                    Как предчувствие грозы,

                    Ярче роз благоуханье,

                    Звонче голос стрекозы.

                                                                             датированы 1836-м годом.

 

В это время к натальному Урану поэта дирекционные Солнце и Марс образуют квадрат, дирекционный Юпитер — полуквадрат, дирекционный Нептун — квинтиль и транзитный Юпитер в мае-начале июня 1836 года делает квадрат к натальному Урану. Транзитный Уран соединяется с натальным Надиром, одновременно образуя оппозицию к натальной Луне (может быть с этим связано предчувствие (Луна) грозы (Уран), а возможно и с квинтилем к Урану Нептуна (молчанье, предчувствие, роз благоуханье). Натальный Уран в Весах, Весы — воздушный знак (в стихотворении образ грозы связан с образом воздуха, с образом стрекозы (красивое в воздухе — Весы).

 

18 июня 1849 года датированы следующие строки:

 

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

 

Ветра тёплого порывы

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой...

 

В это время дирекционный Уран (рис. 10) в полуквадрате к своему натальному положению, Уран в дирекциях Солнечной дуги образует квадрат к натальной Луне и МС, прогрессивный Марс в квадрате к Урану (натальному и прогрессивному), в радиксе между ними секстиль, все эти аспекты связаны с темой грозы.

 

 

Рис. 10. Гороскоп Ф.И. Тютчева, род. 05.12.1803, GMT = 2:59, и дирекционнная карта на 18.06.1849, GMT = 12:00,

с. Овстуг Орловской губ., Плацидус.

 

Транзитный Уран в трине к натальной Венере в Стрельце во 2-м Доме (возможно, с этим связан образ зеленеющих нив (зелень, растения — Венера, нивы — просторы, природа — Стрелец, 2-й Дом), которые «зеленее под грозой» (трин Урана).

В карте СО на место рождения управляющая Асцендентом Венера находится в Козероге в квадрате к Урану (вновь нивы под грозой) и, кроме того, Венера в полуквадрате к Нептуну в Рыбах и в секстиле к Луне в Рыбах, может быть, с этим связан образ молнии как струи? Стихотворение продолжается строками:

 

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя...

 

Дирекционный Юпитер соединяется с натальным Солнцем и Марсом в Стрельце, в полуквадрате с Юпитером радикса, и поэт пишет стихотворение, которое начинается тем, что «неохотно и несмело Солнце смотрит на поля». Солнце на полях — это, вероятно, Солнце СО, управляющее МС СО и находящееся во 2-м Доме СО в Стрельце, а неохотно и несмело оно смотрит вероятно потому, что оно в квадрате к Сатурну СО и к тому же в квадрате к Луне СО в Рыбах. Человек адаптируется в этом году, эмоционально приспосабливаясь, он очень чувствителен и уходит в свой внутренний мир (Луна СО в Рыбах в 4-м Доме радикса), что трудно сочетается с открытым, искренним, оптимистичным Солнцем в Стрельце. Но в этом году с натальным Солнцем и Марсом соединяется дирекционный Юпитер, одновременно делая полуквадрат к своему натальному положению, и поэт далее пишет:

 

И раскаты, раскаты громовые

Всё сердитей и смелей...

 

и далее:

 

Солнце раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

 

(«Смятённая земля» — это, вероятно квадрат дирекционного Урана к натальному IC и соединение с IC транзитного Нептуна (потонула).

 

В 1851 году в стихах Тютчева вновь возникает тема грозы:

 

Как весел грохот летних бурь,

Когда взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь...

 

В другом стихотворении, датированном 14 июля этого же года, поэт пишет:

 

Не остывшая от зною,

Ночь июльская блистала...

И над тусклою землёю

Небо, полное грозою,

Всё в зарницах трепетало...

 

В этом году дирекционный Юпитер делает секстиль к натальному Урану поэта, а 14 июля, в день создания стихотворения, к натальному Урану образуют аспекты одновременно пять транзитных планет: Юпитер — соединение, Нептун — биквинтиль, Венера — квадрат, Солнце — квинтиль, Меркурий — секстиль. Уран + Юпитер, Венера, Солнце и Нептун — получается блистательная картина грозы: «ночь июльская блистала», «небо полное грозою».

Итак, каждый раз, когда в поэзии Ф. И. Тютчева возникает образ грозы и тема пророчества, каждый раз многими различными способами и аспектами акцентируются Уран и 11-й Дом.

 

(Окончание в 4 части)

 

 

Статья опубликована в 3 и 4 номерах журнала «Астрология» за 2006 год.

 

 

Справки и дополнительная информация

по e-mail: astrologia@inbox.ru

или по тел. 8-499-151-84-10,  8-499-151-85-10.



Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт