Церера.

Элевсинские мистерии.

Мифы и реальность


Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * *
20 лет мы очно и заочно обучаем астрологии, проводим консультации профессиональных астрологов, издаем газету, журнал и книги по астрологии, разрабатываем и распространяем компьютерные астрологические программы!

 

Владимир Колесников

 

“Первой Церера кривым сошником целину всколыхнула,

Первой земле принесла и плоды и покорную пищу,

Первой Законы дала — все даровала Церера!

Будем ее воспевать, только б достойно Богини

Песня пропелась!”

Овидий

 

Миф о Церере, Персефоне и Плутоне — один из самых сложных и глубоких мифов. Краткая суть его — в идее материнства и неизбежности расставания. Для самой Цереры это выглядело так: любимая дочь Персефона с подругами детства — Артемидой и Афиной — прогуливалась по сочным и цветистым лугам, где ей попадались роскошные белые цветы с одурманивающим запахом, которые она и собирала. Но вдруг исчезла во тьме открывшейся в земле глубокой пещеры. Куда подевалась Персефона, никто понять не сумел, не знали ни Афина, ни Артемида. Тогда Церера с двумя факелами в руках, зажженными от Этны (один факел — разум, другой — эмоции), девять дней и девять ночей искала и звала по всей земле, не зная устали, дочь Персефону. Юпитер знал, больше того, был в сговоре с Плутоном, что Персефона станет его женой. Он считал это достойным браком и расширял заодно свою власть до подземного царства теней — царства Плутона. Юпитер молчал. Тогда в глубокой скорби Церера решает вопрос по-своему: она отбирает у земли возможность плодоносить. Ничто не может родиться на земле. Это гибель. Олимп в смятении. Юпитер приказывает Плутону немедленно вернуть Персефону. Но поздно — она уже супруга Плутона и царица подземного царства. Только и может Олимпийский совет Богов, что постановить: одну треть года Персефона остается с Плутоном в его подземном царстве, а две трети года пребывает с матерью Церерой. Это деление на три не имеет отношения ни к какому календарю или времени года. Это другое. Одна часть времени была за Церерой, другая — за Плутоном, Персефона же своим временем могла распоряжаться по своему усмотрению. Она предпочитала оставаться с матерью, хотя и в подземном царстве она тоже нашла себе применение. Но это тема другого рассказа.

Так разрешился и одновременно не разрешился этот космический конфликт, соединив с тех пор Рождение — Расцвет — Уход, Цереру — мать-плодородие, Персефону — дочь-природу и Плутон — конец вещей и их начало.

Таким образом, мы понимаем, насколько Церера — древний архетип и еще более древний, фундаментальный космологический принцип. Недаром Церера управляет двумя знаками — Девой и Раком — вокруг Льва (и Солнца) — она хранительница зерна и семени, она следит, чтобы зерно, упав на плодородную почву и вызрев в земле, проросло и принесло новое поколение.

Церера — хранительница вида, а поскольку каждый биологический вид состоит из отдельных особей, то внимание Цереры распространяется на каждый “колосок”. Именно Церера, и, пожалуй, только она, имеет параллели в буддийской философии и философии Дао: “...все вещи — от одного источника, в какие бы брызги жизней они не рассыпались по земле или где-то еще”.

Для более полного понимания образа Цереры стоит, наверное, упомянуть об Элевсинских мистериях — празднествах, посвященных Церере, празднествах, равных которым, возможно, не было и нет на земле. Хотя и то верно, что тайна Элевсинских мистерий так до конца и не раскрыта — ведь Церера еще и покровительница тайн и мистерий!

Церера, действительно, была всеобщей любимицей, ее любили и почитали настолько, что ее образ никто не мог представить иначе, как реально существующим. А потому Элевсинские мистерии для одних были всенародным пышным праздником, для других — посвящением.

Существовала исповедь для посвящаемого в Элевсинские мистерии. “Я постился, я выпил смешанный (взбитый) напиток; я вынул из гробницы, положил в корзину, а затем из корзины опять в гробницу”. Это можно расшифровать как готовность испытать мистический опыт, феномен трансформации, быть чистым и свободным, чтобы переступить порог Персефоны, и “вспять вернуться”. Это символическое прохождение “двух ворот” вслед за Персефоной: вниз в царство Плутона и через другие “ворота возвращения” — в верхние миры с осознанием “связанности” обоих миров, ведущим к отказу от желания получить для себя все, что только можно пожать в этом мире. Для ухода в нижний мир и последующего возвращения должно оставаться достаточно много нерастраченных сил, возможностей, желаний — и это снова совпадает с буддизмом и даосизмом, утверждающими, что в жизни следует накопить материал, ресурсы, духовную основу для перехода в высшие планы. Но не все, ведь, могли, а к тому же не все и хотели приобщиться к таинству мистерий. Платон отказался. Он не умел и не хотел молчать. Ведь, для посвящаемых строжайший обет молчания был первым необходимым условием, а нарушение клятвы жестоко каралось.

Мужчины принимали участие в таинстве посвящения наравне с женщинами, т.к. они могли выращивать семена добрых дел, идей и другое.

Итак, мистерии: в одну из осенних ночей, по направлению к Элевсину выходила факельная процессия людей, следовавших девять ночей и девять дней “путем Цереры”. Эти девять дней и ночей означают еще и 9 планов восхождения души, равно как и 9 месяцев вынашивания плода. Факел — главный атрибут Элевсинских мистерий — это и свет знаний, и колос, и “зерно”, и семя — от одного факела можно зажечь их тысячи, бессчетно — огонь не убывает.

Два перекрещенных факела, зажженные с 4-х сторон, — символ неизбежности — “только люди, не умеющие отличить добро от зла, не понимают сути”. В этой фразе, приписываемой Церере, — она предстает не только богиней тайны и покровительницей мистерий. От факела Цереры зажглись огни всех мистерий, фестивалей, массовых народных празднеств, олимпиад, с ним же они угаснут — таков смысл.

Для основной массы народа Элевсинские мистерии были грандиозным праздником, целью и назначением которого было пробудить в людях уверенность в благодатности природы, надежду, что их труд не будет напрасен, что земля щедро вознаградит всех за трудолюбие и принесет богатые урожаи злаков и винограда; недра морей и реки будут богаты уловами, преумножатся стада домашних животных, щедрые дары созреют в садах и апельсиновых рощах. Над всем этим имела власть Церера — богиня труда и земледелия, колосящихся нив и цветущих садов, богиня плодородия, богиня всей земли и неба над нею, благодатная богиня, научившая людей возделывать землю, выращивать сады, полезно использовать животных, добывать пищу в водах рек и глубинах морей.

На мистерии стекалась масса людей, приходили все посвященные ранее. Празднующие двигались к морю — воде, из которой все вышло, стихии, очищающей и освежающей. От моря шествие направлялось к главному Элевсинскому храму Цереры. Двигались по ночам. Ритуалы должны были готовить посвящаемых к главному таинству. Шествие должно было приносить удовлетворение, как простым участникам, так и посвящаемым. Днем были остановки, когда выступали атлеты, разыгрывались пантомимы, ритуальные танцы, выступали певцы и музыканты, слагали свои панегирики поэты.

 

“Тот, кто мотыгой дробит “нерадивые глыбы”,

Тот “пашне” помощник,

Он с олимпийских высот

Белокурой замечен Церерой”

Вергилий

 

Народ был цветисто разодет, и царило всеобщее дневное веселье. Посвящаемые же должны были быть обнаженными — ведь душа приходит в мир без эмоций, мыслей, желаний. Все эти “одеяния” она приобретает на земле. Много вещей сопровождали процессию, это не только посуда для еды, здесь были светильники и сосуды для огня и зерна и множество других предметов. Были букеты маков — символа Цереры — цветов забвения и сна души в ее земном телесном существовании, иллюзорности земной жизни и надежды на освобождение души после смерти. Разумеется, ни одна из вещей не существовала без особого значения.

Мистерии были едва ли не самыми грандиозными пышными и многолюдными во всей истории. Многотысячная ликующая процессия, которая отправлялась к храму Цереры в Элевсине (Афины), была почти тридцатитысячным шествием, руководили которым жрецы и жрицы Цереры, одетые в снежно-белые одеяния (Дева) с серебристой перевязью в волосах (Рак). Отсчетом для начала мистерий был символический брак, совершавшийся между жрецом Солнца и жрицей Цереры. Этот брак должен был символизировать оплодотворение Земли. Другой жрец Цереры совершал спуск в глубокую пещеру, символизировавшую подземное царство, откуда ежегодно весной появлялась Персефона, богиня растительного мира.

В главных Элевсинских мистериях посвящаемые должны были пережить мистический опыт через ощущения, через внутреннее видение. Для этого они должны были приобрести определенный опыт в малых Элевсинских мистериях.

Приобретаемый в малых мистериях, опыт развивал интуицию, чувственность, восприимчивость, перцепцию (ощущения); чувства становились “пробужденными”, готовыми к восприятию главного таинства. Главное таинство состояло в том, что посвящаемые переживали опыт непосредственного прикосновения к тайнам природы. На уровне чувств, на уровне озарения они понимали свое абсолютное единство со всей природой. У них создавалось вневербальное, на уровне ощущений цельное мировосприятие. Идея рождения, развития, смерти и, очевидно, возрождения была совершенно доступна и понятна посвященным.

Как замечали современники Элевсинских мистерий и в последующем исследователи этого замечательного явления, посвященные резко отличались от остальных мирян совершенно другим отношением к жизни, к разнообразию ее проявлений, они уважали права всего живущего как свои, проявляли в жизни образец достоинства, благонравия, разумности и воздержанности во всем. В речах и поступках они демонстрировали явно возросший морально-этический уровень. В повседневной жизни, быте, отношении ко всем и всему посвященные отличались дружелюбием, оптимизмом, сочувствием. Они любили жизнь и совсем не боялись смерти.

Это приносило возможность посвященным проживать жизнь в гармонии с природой в себе и природой вокруг себя. Посвященными так же хорошо осознавалась необходимость сознательного личностного развития, равно как и понимание того, что суть его — во внутреннем росте, а не внешних факторах, что только внутренняя зрелость наполняет жизнь человека смыслом. Элевсинские мистерии давали таким образом толчок к развитию и расширению внутренних задач, повышению их сложности, разрешение которых несло действительное освобождение от мелочных притязаний к жизни. Только такое существование несло в себе возможность очищения души от скверн земных и возможность возвращения к бестелесному существованию, возможность вернуть душе утерянное природное состояние.

Инициируемые переживали судьбу Жизни в целом, как свою собственную. Зарождение, расцвет бытия и уход в темноту неизвестности для вызревания к новой жизни — это внесловесный опыт, приобретенный путем озарения, видения, без всяких словесных наставлений и проповедей. Это и являлось кульминацией Элевсинских мистерий, их назначением и это переворачивало, наполняло новым глубоким смыслом всю дальнейшую жизнь посвященных. Ценность, себестоимость жизни была для посвященных неизмеримо высокой, а отношение к смерти — уважительным и благоговейным.

Посвященные, храня тайну, были “приподняты” над мглой будней и туманом неизвестности. Приобщение к тайне имело сильное и благотворное воздействие, т.к. в молчании определенным образом ограничивались импульсивные порывы и в этой своего рода непрерывной медитации открывалась возможность к равновесию, выравниванию психической и физической жизни человека. Жизни действительно полноценной.

“Элевсинские мистерии имели огромный эффект... сохранение тайны всегда способствует развитию психических сил, укреплению здоровья, плодовитости”. К.Г. Юнг. Элевсинские мистерии остались в истории как одно из самых загадочных и в то же время выраженно позитивных явлений, замечательных своим сильнейшим благотворным воздействием, в них исповедовалась философия чистоты и праздника жизни.

Церера была, как и все персоналии мифов и астрологических архетипов, исполнительницей воли Солнца на земле. Таким образом, плодородие земных пашен и садов, равно как и людское, связано, прежде всего, с Солнцем, затем с Церерой. Солнце — источник силы, энергии, тепла, семени, которое следует оберегать, вынашивать, возделывать, что и “осуществляет” Церера или несет в себе принцип Цереры.

Церера была покровительницей людей труда, поощряла трудолюбие, вознаграждала мастерство, наблюдала за здоровьем. По одному из мифов Церера составила рецепт для Геракла, для вспомоществования ему в подвигах.

Ключевые слова Цереры — труд и плодородие, пища, приручение животных, урожай полей и дары водных пространств. Все они соотносятся со знаками Девы и Рака. И хотя знаки Цереры “окружают” знак Льва, Солнце всегда в центре и над всем, оно дарует силу, жизненность, способности и, фактически, место под Солнцем. Церера же — богиня зерна и судьба семени. Она хранит и взращивает все, любые семена.

В связи с чем полезно помнить: то, что ты в себе посеешь, то и даст всходы. И в этом переложить ответственность не на кого. Ведь, ни Церера, ни Бог не следят за каждым шагом человека. Человеку предоставляются возможности, масса возможностей, за использование которых он сам несет ответственность.

Таковы мифы. Такова персонификация сил и принципов, закономерностей природы. Эта персонификация и обожествление были необходимы, как они необходимы и сейчас для понимания истин природы не готовыми к посвящению. Посвященные же, в Элевсинские мистерии в том числе, поднимались выше, ими осознавалась необходимость духовного развития для полного, исчерпывающего проживания жизни, достижения цельности и просветления души в конце пути.

С Церерой, как с Архетипом Великой Матери, связывалось такое количество представлений, понятий, благодеяний для людей, что любые сравнения проигрывают. В астрологии любые сравнения, “подсчеты”, “баллы” и т.п. — дело неблагодарное. Это беспомощность в астрологии. Дело не в силе или “баллах” планет, а в их глубинном, многозначном архетипическом смысле и значении. Из вышеизложенной статьи можно увидеть, как много может означать Церера в гороскопе. Это относится не только к Церере, но и ко всем архетипам, которые вошли в астрологию: Луна и Меркурий, Юнона и Юпитер, другие — все несет в себе огромный пласт значений. Надо только иметь достаточное уважение, если не нечто гораздо большее, чтобы распознать всю полноту их значения, влияния, даров.

Церера указывает как на светлую, так и на темную сторону души, которая существует в любой неразделенности. Будучи разделенным, нечто становится односторонним и нежизнеспособным. Для обретения и продолжения жизни требуется соединение с другой стороной, что и происходит в любом браке, рьяной противницей которого сначала была Церера. Ее неожиданная перемена от гнева и скорби к миру и счастью — это удел и эмоции любой земной матери, сопровождающие замужество ее дочери.

В символическом изображении серпа Цереры содержится идея жертвы. Скошенный колос, равно как и дочь (сын), отделенная от матери, — это жертва всех матерей, болезненная необходимость, в которой есть и утешительный, жизнеутверждающий мотив. Дочь, колос должны быть отделены от матери (земли), чтобы нести новую жизнь.

Таким образом, Церера и Плутон, как в “жизни”, так и в астрологии противопоставлены друг другу и в тоже время неразрывно связаны. Во всех противопоставлениях скрыт смысл мандалы, цельности, бесконечности бытия. Архетип Цереры в каждом из нас — это ощущение продолжения себя в прошлом и в будущем, в своих предках и в своих потомках, возвращение предков в будущих поколениях в виде родовых черт и особенностей, национальных качеств, других врожденных особенностей, сохраняющихся на генетическом уровне.

В астрологии Церера нередко несет в себе характерные особенности предков: дедушек и бабушек как с отцовской, так и с материнской стороны. Так, человек может обнаружить, что у него “бабушкин” почерк, профессия “дедушки”, или, рассматривая старинный альбом фотографий, он с удивлением узнает себя на свадебной бабушкиной фотографии. Дело не заканчивается внешними сходствами или совпадениями черт характера. В подсознании у человека гораздо больше архетипических свойств предков, даже далеких, которые человеку свойственно принимать за благоприобретенные черты своего характера. На самом деле в архетипических глубинах человека содержится огромное количество предуготовленных задатков, способностей, наклонностей. Человеку стоит только “взять серп Цереры” и пожать эти плоды — дары предков. А краткий экскурс в стихию Элевсинских мистерий несет сообщения о том, как это можно сделать.

В отличие от Луны, в астрологии Церера представляет собой архетип матери в широчайшем смысле. Поэтому нередко человек приписывает реальной матери массу свойств и черт, которые могут быть и не свойственны ей. Здесь корень многих материнских комплексов, внутрисемейных рассогласований, так называемых детских испугов и фобий, приобретаемых от необоснованных ожиданий. Человек нередко ожидает от реальной матери такое количество разных вещей, которые не могут быть совмещены в одном человеке, что может быть причиной разнообразных разочарований, “недосказанностей”, размолвок, переживаний, обид.

Кроме указанного выше, Церера через знак Рака также имеет отношение к старению, старости и уходу, как в качественном смысле и значении, так и во временном.

Медицина и составление рецептов, изготовление лекарств, полезных напитков, диетическое питание и “выхаживание” больных — все эти методики и умения патронирует Церера, будучи управительницей “глубоких долин вызревания” Девы.

Как мистерии хранили сверхзнания, дабы они не могли быть доступными всем и каждому, так и Астрология хранит свою суть. Хранит многосложностью, необходимостью посвящения ей много сил и времени, в сущности, всей жизни. А иначе — ничего, кроме поверхностных фантазий авантюристично-развлекательного характера, которые, увы, нередко принимают за правду.

 

 Статья опубликована в 4 номере газеты «Астролог» за 2004 год.

  

 

 

Справки и дополнительная информация

по e-mail: astrologia@inbox.ru

или по тел. 8-495-151-84-10,  8-499-151-85-10.



Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт