Хирон — целитель и учитель

 


Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * * Газете "АСТРОЛОГ" - 20 лет! * * * * * * * * * * * * * * *
20 лет мы очно и заочно обучаем астрологии, проводим консультации профессиональных астрологов, издаем газету, журнал и книги по астрологии, разрабатываем и распространяем компьютерные астрологические программы!

 

Татьяна Браун

 

Планетоид Хирон был открыт в 1977 году первым из той плеяды небесных тел, которые позднее назвали кентаврами. Происхождение кентавров до сих пор не вполне изучено. Считается, что они представляют собой нечто среднее между астероидами и кометами. Многие признаки комет позволяют предположить, что кентавры — лишь случайные гости нашей солнечной системы, и когда-нибудь они ее непременно покинут. Сильно эллиптическая орбита Хирона пролегает между Сатурном и Ураном. Опасная близость орбиты Хирона к планете такого крупного масштаба как Сатурн не исключает вероятности изменения направления движения планетоида в случае, если он попадет в гравитационное поле действия гиганта. Время обращения Хирона вокруг Солнца составляет порядка 49-51 лет. Учитывая то, что его орбита сильно вытянута, время пребывания планетоида в знаках Зодиака колеблется от семи — восьми лет в Рыбах и Овне до полутора — двух лет в Деве и Весах.

Согласно мифу, Хирон является сыном Кроноса и нимфы Филиры. Кентавром он получился из-за того, что его отец — Кронос — для того, чтобы приблизиться к понравившейся ему нимфе, превратился в коня. Когда Филира увидела то, что родила, она пришла в ужас и немедленно отвергла родившегося младенца. Маленький Хирон воспитывался Богом Солнца Аполлоном и Богиней Луны Артемис. Блестяще образованный и мудрый Хирон приобрел впоследствии великую славу учителя и целителя, воспитавшего целый ряд мифологических героев. Чем-то его судьба повторяет простую историю известной нам сказки о гадком утенке — отвергнутого изначально и воссиявшего красотой и величием впоследствии. Кстати, имя его — Хирон — происходит от слова «рука» (как и известное нам слово «хиромантия»), что значит умелец, рукодельник.

Переломным моментом в судьбе мудрого кентавра является его ранение отравленной стрелой Геркулеса. Геркулес ранил своего учителя по неосторожности, случайно, когда сражался со стадом диких кентавров на пути к своему очередному подвигу. В отличие от остальных кентавров, Хирон, произошедший от божественного сословия, обладал даром бессмертия. Яд гидры, которым была пропитана стрела, убивал наповал любого смертного. Бессмертному же Хирону рана доставляла неимоверные страдания, избавиться от которых не было никакой возможности. Единственным выходом из положения было для кентавра добровольно принять смерть, чтобы тем самым избавить себя от страданий. Измученный Хирон попросил у Зевса поменяться местами с Прометеем. Последний к этому времени уже совершил свои богонеугодные дела, за что и был прикован к скале, где орел каждый день склевывал его печень, а за ночь печень вырастала снова. Решение Хирона заключалось в том, чтобы принять смерть вместо Прометея, избавив тем самым и себя, и его от невыносимых мучений. Тронутый таким решением Зевс согласился на сделку — Прометей был освобожден (и в благодарность, видимо, украл впоследствие у Богов огонь). Хирон же, так и не попав в объятия Гадеса, был возведен Зевсом за свое благородное поведение на небо, где он и сейчас увековечен в созвездии Стрельца.

Для астрологической интерпретации очень важны следующие ключевые моменты его биографии:

1. Рождение и отторжение матерью.

2. Воспитание и становление мастера.

3. Ранение и невыносимая боль.

4. Обмен с Прометеем, избавление себя и другого от страданий.

Для правильного астрологического понимания новооткрытых космических тел всегда важно рассматривать и анализировать время самого открытия, потому как уже это время поведает нам многое из того, что несет в себе новая символика имени. Так, например, Уран, обнаруженный незадолго до французской революции, содержит в себе бунтарский дух братства, равенства, независимости и освобождения. Хозяин подземного мира и властелин царства мертвых Плутон (Гадес) был открыт в 1930 году незадолго до прихода к власти нацистов. 1977 год — год открытия Хирона — характеризует время, когда слово «экология» прочно вошло в сознание людей. Земные богатства, природа Земли и ее климат вдруг оказались под угрозой глобального разрушения. То, что еще вчера казалось вечным, грозило рухнуть и похоронить весь мир под своими обломками. Невыносимая боль планеты Земля, измученной неразумными пользователями, стала нам всем более-менее очевидной. А главное, нам стало очевидно и то, что если мы и дальше так будем обращаться с родной планетой, то и нашему существованию угрожает серьезная опасность.

Итак, уже из этого факта видно, что одной из важных тем интерпретации Хирона является тема смерти и бессмертия, тема вечности и ограниченности существования, тема боли, страдания и исцеления.

Как и любой другой астрологический фактор, Хирон многогранен. Учитывая же то, что известно нам это космическое тело неполных сорок лет (а следовательно оно еще не вернулось на то место, где находилось в момент своего открытия), очевидно и понятно, что наши знания о нем весьма ограничены. Путь Хирона в Астрологию, кстати сказать, был медленным и тернистым. Многие и теперь к нему скептически относятся, что уже само по себе повторяет миф о мудром кентавре чуть ли не во всех подробностях. Но, как известно, астрология — наука эмпирическая, то есть построенная на конкретных наблюдениях и опыте. Поэтому может просто нужно больше времени и больше знаний о том, каким образом действует на нас этот планетоид, какие процессы и тенденции с ним связаны. В данной статье я ни в коем случае не претендую на роль истины в последней инстанции и охотно приму критику, если какие-то мои взгляды не найдут своего дальнейшего подтверждения в практике.

Насколько мне известно, до сих пор нет единого мнения о том, каким знаком Зодиака руководит Хирон. Это, пожалуй, первый случай вовлечения небесного тела в астрологическую интерпретацию без отведения ему «собственного жилья» — домициля. Наиболее распространенными являются два варианта, а именно — Хирон как хозяин Стрельца (логика понятна, ведь созвездие Стрельца и есть сам Хирон), и Хирон как хозяин Девы — ремесленник и целитель. Не берусь судить, что правильно. Лично мне нравится позиция немецкого астролога Маркуса Йеле, который считает, что темы Хирона находят свое воплощение в подвижных знаках Зодиака, то есть Близнецах, Деве, Стрельце и Рыбах. И, действительно, все эти знаки в чем-то — Хирон. Близнецы отражают его практический ум и смекалку, житейские навыки и рассудительность. Дева представляет его как целителя, но и как безнадежно раненного больного. Стрелец указывает на его качества, как мудреца и мыслителя, стремление ставить перед собой цель и ее добиваться, кроме того — это знак высших знаний и философии. Все это несет в себе Хирон, все это он, кроме того, передавал своим ученикам. Ну и Рыбы представляют кентавра как жертву, как существо страдающее и желающее слиться с вечным путем добровольного ухода из жизни.

Если мы принимаем последнюю модель, то очевидным становится конфликт между двумя олимпийскими Богами — Юпитером (хозяин Стрельца и старый хозяин Рыб) и Меркурием, который и по сей день властвует над двумя знаками — Близнецами и Девой. Раздвоенная натура кентавра — это в любом случае очень важный элемент интерпретации Хирона. Хирон — существо двоякое. С одной стороны — это человек, с другой — лошадь. С астрологической точки зрения данный факт может служить символом того, что любой человек, как существо смертное, но божественное, совмещает в себе две натуры, два начала — духовное и инстинктивно-животное. Если выразить эту раздвоенность на примере конфликта Меркурий — Юпитер, то это — вечная борьба между будничным, практическим знанием и высшими целями существования, между «идею на хлеб не намажешь» и «не хлебом единым жив человек», между сегодня, сейчас и завтра. Как бы там ни было, мифология Хирона учит следующему: если мы не хотим мучиться завтра теми же ранами, что и сегодня, нам надо научиться меняться и уже сегодня принимать непростые решения.

Астрономически двоякая натура Хирона выражена в том, что в связи с его сильно эллиптической орбитой движения он то опасно приближается к Сатурну — планете материального мира, судьбы и известной нам, осязаемой реальности. То он удаляется от Сатурна настолько, что приближается к орбите Урана — планете, властвующей над духовным миром и изначальной идеей мироздания. Интересно еще и то, что из всех небесных тел, относимых к разряду кентавров, лишь один Хирон так опасно приближен к Сатурну, что рано или поздно подвергнется опасности быть захваченным гравитационным полем этой планеты. Пугающая близость орбит двух данных небесных тел несет в себе очень важную астрологическую символику — с одной стороны, Хирон воплощает божественную идею (Уран) в реальность (Сатурн), а с другой выражает конфликт между идеей бессмертия (вечное движение по заданной орбите) и решением добровольно принять смерть (быть поглощенным Сатурном). Не правда ли это вечное «ни там — ни тут» напоминает нам те жизненные ситуации, которые у нас принято называть кризисными? И, как известно, кризисы жизни, если не ломают нас, то заставляют расти и совершенствоваться. История Хирона призывает нас задуматься еще и о том, что само восприятие психикой кризиса как такового происходит тогда, когда наша душа ранена и кровоточит, когда трудные жизненные ситуации связаны с болью и страданием. Бессмертие — неотъемлемое право Богов — в моем понимании связано с совершенством. Боги не нуждаются в кризисах и трансформации в силу своего совершенства. Хирон, однако, лишь наполовину Бог — а значит несовершенен. Несмотря на всю свою мудрость и ученость, несмотря на дар бессмертия, Хирон — кентавр, то есть существо, несущее в себе два начала — человеческое и животное. То место в гороскопе, где стоит Хирон, ставит нас перед вопросом о том, в чем же проявляется наша двойственная натура: человеческая, божественная — с одной стороны, и животная, инстинктивная — с другой. Место Хирона в гороскопе, его влияние через аспекты на другие планеты указывает на область нашей психики, где она особенно раздвоена, где невыносимая, непонятная, необъяснимая боль жжет и мучит нас всю жизнь. В этом месте мы несовершенны, мы не такие как все, мы изгнанники, мы иноверцы. При этом вовсе необязательно ощущать эту боль с рождения. В начале жизненного пути тебе может даже казаться, что ты здесь идеален — почти Бог. Но рано или поздно, иногда очень и очень субтильно ты начинаешь понимать, что вот именно здесь, в глубинах твоей души сидит отравленная стрела, которая доставляет тебе невыносимые страдания. Для внешнего мира все может оставаться прежним, но ты сам чувствуешь себя одиноким изгнанником и одиночкой и среди своих, и среди чужих. Бороться с этой болью бесполезно, так как побороть ее невозможно.

И еще один, на мой взгляд, немаловажный астрологически-астрономический факт, на который мне хотелось бы обратить внимание читателя. Уже давно я заметила определенное сходство между Хироном и Плутоном. Хотя мифы о Хироне и Плутоне ни одним словом не упоминают об их взаимоотношениях, астрономические знания дают нам важную информацию о том, что как Плутон, так и небесные тела, известные под названием «Кентавры», имеют одинаковое происхождение. Астрологически и символически все эти небесные тела произошли за пределами солнечной системы и являются для нас посланниками глубинной части вселенной. Из всей этой когорты Хирон наиболее приближен к Земле. В противовес тому, орбита вращения Плутона наиболее удалена от Солнца. Поэтому представляется вполне естественным, что «мир Плутона» воспринимается нами как нечто непонятное, таинственное, устрашающее и отталкивающее. Если Плутон является хранителем тайн глубокого космоса, то Хирон учит нас, как нам обращаться в себе с тем темным, непонятным и пугающим, что мы в рамках новейших психологических учений называем подсознательным. Другими словами, если и Хирон, и Плутон произошли из одного источника, то их послания должны быть чем-то похожи. Разница заключается лишь в том, что Хирон может объяснить нам главное намного понятнее — на то он и великий учитель. Все остальные небесные тела типа кентавров, расположены где-то «между». Поэтому мне кажется, что чисто астрологически они представляют собой некую смесь между Хироном и Плутоном. 

 

Теперь мне бы хотелось еще раз вернуться к началу мифа о Хироне. Помните, он был отвергнут матерью. Это очень важный момент. Уже младенцем Хирон испытал боль отторжения, непризнания, страдания от того, что он не такой «как надо». В той сфере жизни, где у каждого из нас находится в гороскопе Хирон, мы чувствуем себя в чем-то непризнанными, отторгнутыми, непонятыми со всеми нашими недостатками и добродетелями. Главное — нам совершенно непонятна причина неприятия и отторжения, но, будучи честными сами с собой, мы понимаем, что мы действительно здесь не такие как все — а значит пугающие и недоступные окружающему миру. Остается одно — идти дорогой одиночки и жить жизнью отшельника. И если этому факту не давать оценок, а просто принять его как часть себя, то всем нам Хирон преподносит урок выбора между обидой на весь мир и страданием от собственной неполноценности и путем учения и просветления, полученного через нелегкий опыт отверженного и страдающего земного существа.

В современной литературе о Хироне как-то так смешались две главные его темы: с одной стороны его состояние «чужой среди своих», с другой — его глубокая рана и невыносимая боль. Мне кажется, что данные понятия ни в коем случае нельзя смешивать. Это своего рода две совершенно разные стороны, хоть и одной медали. Непохожесть Хирона на всех остальных кентавров — часть его наследственности. И отличается он от них — заметьте — исключительно умом, знаниями и мудростью. Телом он — кентавр. Эта несовместимость тела и духа, несомненно, относится к числу проблем, в том числе и наших, когда речь идет об интерпретации Хирона в гороскопе. Однако меркнет свет этой проблемы по сравнению с другой, а именно с той раной, которую нанес ему его любимый ученик Геркулес стрелой, пропитанной смертельным ядом гидры, убивающей наповал любого смертного. Беда Хирона в том, что он как Бог — бессмертен. Вместо того, чтобы умереть, он обречен страдать невыносимой болью и мечтать о смерти как об избавлении от страданий. Там, где у нас в гороскопе расположен Хирон, мы чувствуем необъяснимую, раздирающую боль. Это место — наша вечная, саднящая и незаживающая рана.

Теперь обратимся к последней части мифа, повествующей о том, как Хирон нашел свою смерть. Повторюсь, сказав, что умереть просто так мудрый кентавр не мог. Ему нужно было еще искать и найти такую возможность. Боги, конечно, милостивы. Рано или поздно случай для освобождения от мучений представится каждому, но главное, чему учит миф, — не стонать, не сидеть, сложа руки, а действовать. Чтобы находить, нужно искать. Интересно то, что в этом, казалось бы, простом факте, заключена глубокая философия жизни (мудрый Хирон учит нас на каждом шагу). Возьмем любую невыносимую жизненную ситуацию: как часто мы готовы оставить раздирающую боль от чего-то известного и принять (добровольно!) избавление через неизвестное и потому пугающее? Вас изводит ситуация в семье? Но боже упаси все бросить и уехать, например, на новое место. Лучше страдать — хоть и муторно, зато все знакомо и понятно. Вас тошнит от нелюбимой профессии? Но боже упаси кинуться с головой во что-то новое — тут и возраст и привычка. Да уж как-нибудь протянем до пенсии. Ну а Боги не настаивают. Право выбора нам всем дано. Хотите страдать — страдайте, — выбор ваш. Хотите изменений, тогда уж решайтесь и не ждите свыше никаких гарантий — их никогда нет и никогда не будет. Конечно же, старая боль останется рубцом на вашей душе. Но, согласитесь, рубец — это не рана! Там, где у нас в гороскопе расположен Хирон, мы обязательно сталкиваемся с болью и страданием. Но и выздоровление, исцеление тоже в нас там же.

Еще такой интересный момент мифа, на который стоит обратить внимание. Хирон принял на себя смерть вместо Прометея. Символически это указывает нам на тот важный факт, что в процессе самоосвобождения, перехода в другое состояние, самоизменения, мы освобождаем не только себя, но и кого-то другого, кто так или иначе связан с нами судьбоносными узами (не вздохнет ли кто-то из членов семьи свободно, если вы удалитесь? Не займет ли кто-то с радостью ваше рабочее место, если вы уволитесь? Это если оставаться в рамках вышеприведенных простых житейских ситуаций). Мне кажется, знание того, что, освобождая от мучений себя, ты освобождаешь еще кого-то, должно в принципе придавать сил и мужества. А если учесть еще и тот факт, что ранен Хирон был не кем-то, а одним из своих любимых учеников, то круг замыкается, и понятным становится, почему именно самые близкие люди приносят нам самые невыносимые страдания. Чем-то все это напоминает мне химические реакции, связанные с освобождением энергии (неужели это случайно, что в мифе роль освобожденного играет Прометей, известный своими опасными приключениями с божественным огнем?!).

Очень часто читаешь о Хироне следующее: он, мол, хотел быть такой, как все, но был отвергнут. Мне кажется это не совсем так. Он, конечно же, был незаслуженно отвергнут собственной матерью. Эта рана осталась в его душе неизлечимой и саднящей. Во всем остальном, кажется мне, вплоть до самого его ранения Гераклом, он жил жизнью, какой ему самому хотелось жить. Этот кентавр был достаточно мудрым, чтобы не пенять на судьбу, но и ценить те дары, которые он приобрел в силу своего рождения, а именно: ум, мудрость и бессмертие. Другое дело, что выпадение из «общего плана», из того «как это должно выглядеть» превратило его в отшельника. По уму и мудрости место его — среди Богов. Внешность же выдавала принадлежность Хирона к стаду диких кентавров. Где-то вблизи последних он и жил, занимая отдельную пещеру и ведя жизнь отшельника. Хирон в гороскопе будет нам всегда указывать на ту область нашей личности, на ту часть нашего сознания, где мы чувствуем себя одинокими странниками, хорошо знающими, что такое быть не таким, как все. Может быть, именно поэтому мы здесь особенно чувствительны не только к своей, но и к чужой боли, не только к своей непохожести, но и к чужой.

 

 

Статья опубликована в 3 номере газеты «Астролог» за 2011 год.

 

Справки и дополнительная информация

по e-mail: astrologia@inbox.ru

или по тел. 8-499-151-84-10,  8-499-151-85-10.

На главную страницу

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт