Личность, индивидуальность, Эго
Наши читатели в своих письмах задают самые разнообразные вопросы по астрологии, психологии, эзотерике, философии. Идя навстречу читателям, мы решили открыть рубрику ответов и вопросов. Мы не будем публиковать таблицы Эфемерид, характеристики лунных дней и давать уроки по построению гороскопа, как просят некоторые читатели, поскольку это есть в различных сборниках, книгах, всевозможных календарях, многочисленных учебниках. Наши авторы, будут отвечать на вопросы интересные, сложные, противоречивые и т.д.
“Я занимаюсь астрологией уже несколько лет, интересуюсь психологией. В различных публикациях, книгах, в т.ч. по астрологии часто встречаются термины: личность, индивидуальность, Эго. Общаясь с друзьями, коллегами мы постоянно говорим, что надо развивать свою индивидуальность, что этот человек — личность, а у этого — на первом месте свое “Эго”. Но без Эго, наверное, нет индивидуальности? Может быть, в чем-то эти понятия схожи? Хотелось бы более точно знать эти термины, чтобы применять их к месту.”
Из письма в редакцию Татьяны Левко, г. Красноярск.
Владимир Колесников
Личность — индивидуальность — Эго — эти слова, термины действительно очень часто используются в психологии и астрологии, астрологических статьях, литературе. При этом не редко отмечается подмена, замена одного термина другим, а то и вовсе неуместное их применение.
Итак: индивидуальность — отдельность — индивидуум — неделимое (лат.) означают отдельного человека вне зависимости от личностных особенностей. Собственно только так и должно было бы это слово употребляться. Тогда как Личность — лицо, личина, личный, отличный, собственный — это некто, человек, индивидуум как раз обладающий своими личностными, в большей степени психологическими отличиями от других людей, особенностями, характеристиками, своими, присущими именно этому индивидууму способами эмоционального и психического реагирования, обладающий “своим лицом”.
В связи с этим, строго говоря, не всякая индивидуальность является личностью в полном смысле этого слова. Хотя, конечно, всякая отдельность (индивидуальность) уникальна и в этом смысле отличима.
Личность же подразумевает сумму особенностей, присущих индивидууму, которые он осознанно формирует и развивает. Стало быть, личность может изменяться и развиваться в течение всей жизни, тогда как индивидуальность означает полученные от рождения особенности, как физические, так и психические и остающиеся неизменными в течение всей жизни. Личность как осознание себя — это совокупность деятельности, особенностей отношений к труду и способности, которые индивидуум направляет на развитие своего “Я”, на характер отношений с внешним миром, осознание и формирование (улучшение) своей уникальности, просто на всесторонний охват своего развития. Поэтому можно сказать, что слово индивидуальность подразумевает больше общего, больше одинаковости, тогда как в слове личность общего меньше, как меньше общего в развитом человеке, личности, то есть чем больше раскрыт индивидуальный личностный потенциал человека, тем он оригинальнее, отдельнее, тем больше он от-личен от других.
Проявления всех свойств личности зависят еще и от психической организации человека — темперамента, особенностей эмоционального реагирования, уходящих корнями снова в индивидуальность, т.е. врожденные качества — таково различие и взаимосвязь этих слов, понятий.
Индивидуум может испытывать внутреннее рассогласование, называемое раздвоением личности. Юнг употребляет даже термин умножения личности, то есть человек, индивидуальность (неделимость) испытывает (ощущает) в себе несколько личин.
Кроме того, индивид может быть безликим, а личность едва ли.
Таким образом, эти слова, различные по значению, оказались близки по их употреблению в устной речи и текстах, в одних случаях адекватно заменяя друг друга, в других случаях создавая определенные неясности. Тем не менее, в контексте серьезном и значимом всегда можно понять, что именно автор хочет сказать. Правда и то, что у компетентных авторов эти слова и термины употребляются точно по их смыслу и назначению: “индивид” чаще соотносится с цельной психофизической сущностью, а слово “личность” больше согласуется с особенностями психического (душевного) и интеллектуального проявления.
Понятие Эго гораздо труднее в интерпретации, так как применяется в разных смыслах. В значении индивидуум и личность, и значениях каких-то неясных, невнятных, тогда как точный перевод с латинского “Эго” — “Я”.
Лат. Ego — Я. Словарь: часть личности, которая уравновешивает внутренний мир человека, т.е. инстинкты, потребности, влечения, мораль, этический и культурный статус с окружающей действительностью, окружающим миром.
В этом словарном определении четко обозначено противопоставление, оппозиция человека и окружения. Также определена необходимость строить свой внутренний мир, сообразуясь с реальностью, действительностью своего окружающего мира. Существует масса различий с внешним миром, которые человек постоянно преодолевает путем адаптации к нему, и серия требований, принятых в социуме по отношению к эго — индивидууму, личности. Эта оппозиция, которую всегда чувствует любой человек.
Таким образом, Эго — часть личности, призванная уравновешивать самостные желания, мотивы, эмоции, влечения, инстинкты и т.д. с принятыми в социуме нормами, приспосабливать внутренний мир к требованиям общественной морали, к окружающей действительности в целом. Таким образом, Эго — некий частный психологический механизм внутри личности, сформированный необходимостью адаптации к существующей среде, к окружающему миру.
Личность может испытывать в силу особенностей эмоции, влечения, потребности и т.д., не согласующиеся с правилами внешнего мира.
Эго — это часть человека, соединяющая и разделяющая его с остальным миром. Когда человек один на острове — Эго нет. Не с кем связываться, не от кого отгораживаться. Человеку при наличии Эго приходится постоянно его отстаивать, защищать, утверждаться и так далее, и тому подобное. Иными словами, пребывать в состоянии конфликта с социумом и его установлениями, которые Эго и породили.
В своем роде, Эго — это навязанный человеку способ бытия, при этом человек не властен противостоять потребностям Эго, а Эго никогда не может удовлетворить внутреннюю сущность человека, т.к. находится в постоянной борьбе, разрешении внешних и внутренних конфликтов. В сущности, именно Эго порождает дуализм, несущий в себе конфликт с естественными для природы единством и цельностью.
Эго — результат мутации, результат ложных и ненужных по своей сути приспособлений, необходимых для существования не более чем самого Эго, т.к. весь животный и растительный мир живет и процветает при его (Эго) полном отсутствии.
Разделенность, дуализм человека на “Я” — “не Я”, на субъект и объект — источник всех конфликтов, от конфликтов внутренних, всех этих могу — не могу, можно — нельзя, нужно — не нужно, верно — не верно, до конфликтов, в которых сталкиваются в неразрешимости противоречия культур, религий, национальные идеи, приоритеты государств и т.д., и т.п.
Человеку как личности может быть присущи такие личностные желания, мотивы, инстинктивные или душевные порывы или даже качества, которые не приняты в его обществе, а может быть и ни в каком. К примеру, человеку может нравиться ярко-розовая балдахинистая одежда, в которой он на улицах города выглядел бы странно, по меньшей мере. Или некоторые племена Южной Америки, Африки не носят никакой одежды, это для них естественно, но в городах Европы или Северной Америки расхаживать таким образом не принято. Если у человека есть подобное желание — это его “сугубо личное дело” и работа его Эго по адаптации к нормам социума. Таким образом, Эго — часто враг личностных пристрастий или побуждений, эмоциональных проявлений, которые могут быть неуместными в данном обществе.
Разумеется, потребности личности не сводятся только к личностным предпочтениям или пристрастиям в одежде, они (потребности) могут затрагивать любые сферы жизни и деятельности человека, его отношений, но каковы бы потребности ни были, человек должен соразмерять их с нормами и принципами этики, морали и прочее, и прочее, принятыми в социуме.
Таким образом, Эго — продукт социальных обязательств и обусловленностей, продукт норм, принятых в данном обществе. В сущности Эго — это зависимая от окружения и ориентированная на реакцию окружения часть психики человека. Эго — это психическая часть человека, соединяющая и разделяющая его с остальным миром.
К этому необходимо добавить, что существуют люди (личности) с настолько развитым, сильным Эго, что они готовы попирать общественно-этические нормы в угоду своим эго-потребностям, способны игнорировать сложившиеся традиции и даже ломать их для удовлетворения своих эго-корыстных интересов. Хотя надо признать, что это, как правило, сильные личности.
В Эго заключены, тем не менее, сравнительные, конкурентные стороны личности, личностных мотиваций, равно как и стремление к расширению своего жизненного пространства, поля деятельности, прочности социального положения и т.п. И все эти устремления человек осуществляет опять на основе индивидуальных данных и личностных качеств, которые человек в себе способен сознательно развивать.
В добавление можно сказать, что именно Эго разделило изначально цельного человека, Эго создало множество условностей, требований, потребностей, стремлений и отдалило тем самым человека от природы, если не разъединило с нею. И дальше продолжает это делать. Не зря слова “эгоизм” и “эгоцентризм” не имеют позитивной стороны. Все эти постановки цели и “сильные мотивации” лишь констатация определенных “пустот” в настоящем, психологическая несостоятельность и признак незрелой личности.
Статья опубликована в 9 номере газеты «Астролог» за 2005 год.
Справки и дополнительная информация
по e-mail: astrologia@inbox.ru
или по тел. 8-495-151-84-10, 8-499-151-85-10.